Укрупнение не помешает: что будет с "Рольфом", когда его купит "Ключавто"
Во вторник, 14 декабря, суд рассматривает иск Генпрокуратуры России к автодилеру "Рольф" и его основателю Сергею Петрову. Сумма внушительная: более 12,5 миллиарда рублей. Все это происходит на фоне новостей о том, что компанию покупает другой участник рынка.
Участники сделки считают, что судебный процесс не помешает ее осуществить. Хотя, в стоимость покупки, похоже, риски заложены. Крупнейший и самый известный автодилер в России продается полностью. Сто процентов акций "Рольфа" купит компания "Ключавто".
"Рольф" возглавляет список крупнейших по выручке автодилеров России по версии Forbes: в 2020 году она составила 258,38 миллиарда рублей. Что касается "Ключавто", то, возможно, житель Москвы или Санкт-Петербурга впервые слышит это название, но на юге России это однозначный лидер рынка. Как правило, если какой-то столичный бренд в нынешних непростых условиях решает свернуть автобизнес в регионе, покупает активы именно "Ключавто". И вот теперь – аналогичный ход, но уже в масштабах страны, включая столицу и города-миллионники.
"Ключавто" в последние годы заявил о себе как о федеральном холдинге. У них теперь есть активы в Сибири, у них были куплены активы в Москве, причем именно под тем же самым брендом, с которым работает "Рольф", – рассказал автоэксперт Роман Гуляев. – "Ключавто" сейчас – желанный игрок для многих автопроизводителей, потому что он дает объемы, он дает результаты, соответственно, бизнес-процессы там тоже есть, и тоже очень хорошо настроены. Более того, многие из ключевых фигур в "Ключавто", многие из ключевых управленцев раньше работали в "Рольфе" и получили именно там солидную школу. Поэтому я не думаю, что с точки зрения бизнес-процессов в "Рольфе" что-то сильно поменяется".
"Рольф" и все его дочерние предприятия будут консолидированы в рамках одной объединенной компании. Сделка частично финансируется за счет собственных средств "Ключавто". Также компании будет предоставлен кредит "Альфа-банка". Ни общая сумма сделки, ни доля заемных средств на данный момент не раскрываются.
Анонимные источники Forbes полагают, что в текущих условиях "Рольф" может быть оценен в 400-500 миллионов долларов. Как покупатель, так и продавец подтвердили, что юридически обязывающие документы уже подписаны, то есть речь не идет о какой-то предварительной договоренности. Закрытие сделки ожидается уже в первом квартале следующего года. Впрочем, предстоит еще получить одобрение со стороны регулятора.
"Рольф", если посмотреть на первое полугодие 2021 года, занимает где-то в районе 5 процентов рынка, у "Ключавто" – в районе 3 процентов. Соответственно, доля объединенной компании в любом случае возрастет на рынке. Это будет такой сильный игрок", – считает главный редактор журнала "АвтоБизнесРевю" Евгений Еськов.
Здесь стоит отметить, что "Рольф" продает не сам его основатель, бизнесмен Сергей Петров, а семейный траст Delance ("Дэланс"), зарегистрированный на Кипре. Сам же предприниматель с июня 2019 года находится в розыске. Следственный комитет возбудил против него и ряда топ-менеджеров "Рольфа" дело о незаконном выводе 4 миллиардов рублей за рубеж. В ходе разбирательства прокуратура потребовала взыскать с фигурантов дела почти 13 миллиардов рублей. Бизнесмен предпочел уехать из страны. Уже в ноябре 2019-го он заявил, что семейный траст рассматривает сценарии продажи ста процентов акций "Рольфа". Любопытный факт: вся эта история заинтересовала экспертов авторынка еще тогда, однако компания "Ключавто" фигурировала лишь на девятом месте в списке из десяти потенциальных претендентов. Теперь же она получает возможность купить привлекательный актив по довольно низкой цене.
"Компания, по идее, осознает возможные риски и осознает возможное бремя о взыскании 13 миллиардов рублей, и поэтому, конечно же, эта сумма будет учитываться при оформлении сделки сторонами. И здесь необходимо отметить тот факт, что, как утверждают СМИ, цена в 80 миллиардов, которую "Ключавто" готов заплатить за "Рольф", является ниже рыночной, поскольку крупнейшие оценщики оценивают "Рольф" в более крупную сумму – не менее 87 миллиардов рублей", – отметил адвокат Антон Маликов.
В самом "Рольфе" заявили, что наложенный в рамках расследования арест на активы не помешал операционной деятельности.
"Сложившаяся ситуация не оказала существенного влияния на операционную деятельность Общества, дилерские центры "Рольф" работают в штатном режиме – продолжается выдача автомобилей клиентам, заключение новых контрактов, сервисное обслуживание автомобилей, при этом АО "Рольф" проводит все расчеты с кредиторами", – сказано в официальном заявлении компании.
Более того, там даже накопили необходимую для обеспечения гражданского иска сумму на своих счетах в одном из банков.
Проблемы правового характера не помешали автодилеру готовиться и к публичному размещению. В феврале этого года гендиректор "Рольфа" озвучила планы выйти на IPO, а недавно даже были названы примерные сроки: вторая половина 2022 года.
"Учитывая высокую комплиментарность двух бизнесов, объединенная компания ожидает получения существенных синергетических эффектов от сделки, в том числе за счет роста объемов продаж ввиду расширения портфеля брендов, оптимизации дистрибуции и логистики, увеличения операционной эффективности и опережающего роста в самых привлекательных сегментах рынка, включая продажу автомобилей с пробегом, – говорится в сообщении "Рольфа". – Стратегия дальнейшего развития предполагает внедрение лучших практик корпоративного управления и проведение IPO объединенной компании в течение трех лет с даты закрытия сделки".
Произошло это до громкой новости о продаже, однако и "Ключавто" не лишена биржевых амбиций, просто сроки сдвигаются. Кстати, Сергей Петров, находясь за границей, оценил перспективы публичного размещения как очень хорошие", поскольку оборот новой компании составит полтриллиона рублей. А в нынешних условиях, в которых оказался мировой автопром, укрупнение точно не повредит.
"В целом по рынку по этому году, по 11 месяцам, объем продаж вырос по отношению 11 месяцам прошлого года всего на 9,6 процента. В декабре продажи слабые, а значит в целом по году мы выйдем на уровень прошлого года. И никто не знает, что будет. Возможно, не выдержат в этой конкуренции дилеры какие-то мелкие", – отметил главный редактор журнала "За рулем" Максим Кадаков.
И "Рольф", и "Ключавто" продают не только новые автомобили, но и машины с пробегом, спрос на которые в последнее время заметно подрос. У обеих компаний суммарно свыше полутора сотен салонов и шоурумов, которые находятся почти в двух десятках городов 15 российских регионов.
Участники сделки уверены, что объединение усилий повысит устойчивость бизнеса и диверсифицирует географию продаж. При этом, как подчеркивается, "Рольф" сохранит контракты с автопроизводителями и выполнит все обязательства перед поставщиками, клиентами и кредиторами.