Выставка в честь 255-летия со дня рождения Чарльза Берда проходит в Санкт-Петербурге
Выставка в честь 255-летия со дня рождения инженера и промышленника Чарльза Берда проходит в петербургском Музее мостов. Шотландец по происхождению, Берд основал в России завод, где изготавливались металлические конструкции для петербургских мостов, храмов, административных зданий. Сергей Загацкий – подробнее.
"Давайте представим себе 3 ноября 1815 года. Вот здесь, на набережной Невы, – огромное количество зевак. Многие в ужасе крестятся, когда в акватории появляется диковинное чудовище. Это был первый в России пароход. Через 3 часа 15 минут он достиг Кронштадта, открыв тем самым новую эру в истории речного транспорта.
А это – "отец" первого русского парохода. Шотландец Чарльз Берд приехал в Россию в 1786 году. Промышленник привез из Англии чертежи паровых машин и собрал первый в истории России пароход.
"И он не просто его собрал, он подал прошение о том, что он будет свое пароходство и свои пароходы эксплуатировать на реках и озерах, и к 1818 году он получил такое разрешение, то есть в течение 10 лет в России эксплуатировались только пароходы Чарльза Берда", – отметила зав. отделом "Истории строительства железных дорог и мостостроения" Музея железнодорожного транспорта Ирина Трунова.
Берда заметили в окружении императора – промышленник стал получать ответственные заказы. Делал литые решетки для набережных, фрагменты памятников, элементы городского декора. Предложил Петербургу революционную технологию строительства мостов. Вот этому макету – больше 200 лет, и это проект первого в городе металлической переправы.
"Здесь свод собран из пустотелых клиньев или ящиков. Эти мосты, ажурные, легкие, пришли на смену каменным", – пояснила Трунова.
Заводы Берда работали в полную мощь,Он обратил внимание на планы архитекторов построить в городе первые висячие или цепные мосты. Взялся за изготовление конструкций и вскоре над городскими реками появились произведения инженерного и литейного искусства. Фамилия шотландца стала нарицательной.
"Это символ, который переходил из поколения в поколение, когда двое встречались между собой, спрашивали, как дела? И тогда они отвечали, что дела как у Берда на заводе, только труба пониже, да дым пожиже. То есть это был образец предпринимательства", – объяснил искусствовед, член Ассоциации исследователей Санкт-Петербурга Валентин Черненко.
Чарльз Берд скончался в Петербурге в декабре 1843 года. Его дело продолжил сын, затем внук. Но на нем династия закончилась. Потом – революция, советская эпоха. На месте некогда знаменитых бердовских труб – цеха Адмиралтейских верфей.
