Путину передали американский ответ
США передали России ответ на предложения по гарантиям безопасности. Все первостепенные вопросы фактически были проигнорированы, в том числе главный — о нерасширении НАТО на восток. Глава российского МИД Сергей Лавров сообщил, что содержание документа позволяет рассчитывать на серьезный разговор только по второстепенным темам. Решение о дальнейших шагах России будет принимать Владимир Путин, которому уже передали документы.
По второстепенным вопросам можно рассчитывать на старт серьезного разговора. По главному же позитивной реакции нет. Так глава российского внешнеполитического ведомства охарактеризовал содержание долгожданного американского ответа на российские предложения о стратегической безопасности.
"Что касается содержания документа, там есть реакция, которая позволяет рассчитывать на начало серьезного разговора, но по второстепенным вопросам. По главному вопросу в этом документе реакции позитивной нет. А главным вопросом, я напомню, является наша четкая позиция о недопустимости дальнейшего расширения НАТО на восток и размещения ударных вооружений, которые могут угрожать территории России", — отметил Сергей Лавров.
Как напомнил Сергей Лавров, позиция России сложилась вовсе не на пустом месте. Причем дело не только в обещаниях не расширять НАТО ни на дюйм восточнее Одера, в чем в начале 90-х западные лидеры едва ли не клялись Москве. И даже не в том, что эти самые обещания зафиксированы в многочисленных мемуарах. Вот главное — Стамбульский документ 1999 года. В нем страница 9, пункт 8: каждое государство имеет равное право на безопасность и способ ее обеспечить, в том числе вступая в союзнические отношения. Однако, строго по тексту, укреплять свою безопасность за счет других нельзя. Более того, ни одна страна или организация не имеют преимущества в том, что им кажется поддержанием мира в регионе. В числе согласившихся с этой позицией и под ней подписавшихся — президент США Билл Клинтон. Впрочем, в Вашингтоне, с подачи которого Украину буквально накачивают оружием, готовясь к придуманной ими же самими войне, об этом как будто понятия не имеют.
"Министр обороны объявил в понедельник, что восемь с половиной тысяч американских военных, дислоцированных сейчас в Европе и США, были приведены в состояние повышенной готовности. Это сделано для того, чтобы мы могли гарантировать, что сможем быстро поддержать силы реагирования НАТО, если они будут задействованы для укрепления восточного фланга союзников. Другие партнеры по НАТО также объявили о шагах, которые они готовы предпринять", — заявил госсекретарь США Энтони Блинкен.
Может, конечно, Билл Клинтон, ставя свою подпись, погорячился — за 23 года после Стамбульской встречи много воды утекло. Но есть еще один документ — это уже Астанинская декларация, датированная декабрем 2010-го. И здесь слово в слово про безопасность, которую нельзя укреплять за счет других. Причем обозначенные в первом пункте главы стран и правительств 56 государств, в числе которых США, с этим вновь были согласны. Тогда, но, видимо, не теперь. Ведь, судя по заявлениям генсека НАТО, накладывать обязательства на Россию он склонен куда больше, чем исполнять собственные.
"России следует воздержаться от применения силы принуждения, агрессивной риторики и злонамеренных действий, направленных против союзников и других стран. Россия также должна вывести свои войска с Украины, Грузии и Молдовы, где они размещены без согласия этих стран. Всем сторонам следует конструктивно подключиться к усилиям по урегулированию конфликтов", — сообщил генсек НАТО Йенс Столтенберг.
К тому, что в НАТО называют урегулированием конфликта и что на самом деле является скорее попыткой его спровоцировать, Вашингтон даже попытался подключить того, кого совсем недавно называл "угрозой номер один". Госсекретарь Блинкен поговорил по телефону с министром иностранных дел Китая. Ожидаемо поднял вопрос Украины. Впрочем, в ответ услышал явно не то, на что рассчитывал.
Ван И подчеркнул, что безопасность одной страны не может обеспечиваться за счет безопасности других стран, а региональная безопасность не может быть гарантирована за счет усиления или даже расширения военных блоков. Сегодня, в 21 веке, все стороны должны полностью отказаться от менталитета холодной войны и сформировать сбалансированный, эффективный и устойчивый механизм европейской безопасности путем переговоров, а разумные опасения России в области безопасности должны быть серьезно восприняты и решены.
Именно на поддержание того самого механизма европейской безопасности, по сути, и нацелены принятые в Стамбуле и Астане декларации. И о том, что взятые в их рамках обязательства нужно исполнять, Сергей Лавров американскому коллеге напомнил во время встречи в Женеве неделю назад. Но Энтони Блинкен только руками развел.
"Я спрашивал в Женеве, когда мы вели переговоры с Энтони Блинкеном, как они могут объяснить свою позицию, когда они рассматривают обязательства, принятые в рамках ОБСЕ, исключительно как меню, из которого они выбирают только то, что вкусно для них. А то, что они обязались делать с точки зрения интересов других, они пытаются просто проигнорировать и заболтать. Блинкен, кстати, мне ничего не ответил на этот вопрос, он пожал плечами и все", — рассказал Сергей Лавров.
Впрочем, ответить придется. Как рассказал Сергей Лавров, в ближайшее время Москва направит официальный запрос с требованием объяснить избирательность подхода некоторых стран при исполнении взятых на себя обязательств. Что же касается полученных Москвой ответов от США и НАТО, сейчас их внимательно изучают. Решение же о дальнейших шагах будет принимать президент. Вот что рассказал пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков:
"Все эти бумаги у президента. Конечно же, потребуется какое-то время, чтобы их проанализировать. Не будем спешить с какими-то заключениями. Вы знаете, что было высказано мнение наших визави, имеется в виду в Вашингтоне и Брюсселе, что эти ответные бумаги не стоит публиковать. Из того, что вчера назаявляли наши коллеги, предельно ясно становится, что по основным категориям, которые были изложены в тех проектах документов, которые мы передали нашим контрагентам, нельзя сказать, что наши соображения были учтены или была продемонстрирована какая-то готовность учитывать наши озабоченности".
Причем на то, чтобы так и не учесть поводов для российской озабоченности, у Вашингтона ушло много времени. Свои предложения Москва направила еще в конце минувшего года. Ответ, который заставил себя ждать, посол США Салливан привез на Смоленскую площадь накануне вечером. И, вероятно, весьма удивился, увидев у здания российского МИД легендарную полуторку. Такие в годы Великой Отечественной по "Дороге жизни" через Ладожское озеро доставляли припасы в осажденный Ленинград. Раритет установили, конечно, вовсе не ради американского гостя. 27 января годовщина полного снятия блокады. Впрочем, учитывая весьма пренебрежительное отношение западных партнеров к истории, напомнить о ее уроках тем, кто их упорно отказывается учить, лишним точно не будет.