"Другое пространство. Weekend". Концерты, посвященные современной классической музыке, проходят в Московской филармонии
Марафоны абонемента "Другое пространство. Weekend" выстроены как максимально разнообразная панорама музыки последних десятилетий. Открывают финальный марафон постоянные участники концертов Московской филармонии и фестиваля "Другое пространство" — Госоркестр имени Е. Ф. Светланова и дирижёр Фёдор Леднёв, а также виолончелист Александр Рамм. Они исполнят сочинения композиторов трех поколений — Анри Дютийё (1916–2013, Франция), Тору Такемицу (1930–1996, Япония) и нашего современника Магнуса Линдберга (р. 1958, Финляндия). Центральное место в программе занимает виолончельный концерт "Целый мир вдали..." Дютийё, написанный для Мстислава Ростроповича. Линдберг и Такемицу принадлежат совсем к другим композиторским школам, но их пьесы Vivo и How slow the Wind тяготеют к лучшим образцам французской музыки ХХ века — в первую очередь к шедеврам Дебюсси и Равеля, которыми вдохновлялся и Дютийё.
Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ) продолжит вечер сочинениями двух ярчайших представителей европейского послевоенного авангарда — Яниса Ксенакиса и Дьёрдя Лигети. Камерный концерт Лигети — один из наиболее ярких и показательных его опусов, тогда как À l’île de Gorée для клавесина и ансамбля, наоборот, — яркий пример "нетипичного" Ксенакиса. Многие его произведения, созданные с применением математических методов и компьютерных программ, воспринимаются как чересчур рациональные, написанные в отрыве от вдохновения и к тому же непомерно громкие, но в сочинениях Ксенакиса для клавесина (соло и с ансамблем) хватает и эмоций, и виртуозности, и лирики. В программе также — "Над лунами" для сопрано, ансамбля и живой электроники, произведение нашего современника Алексея Сысоева.
В финале марафона — традиционный постконцерт: короткое заключительное отделение, в котором прозвучит сочинение The Rothko Chapel ("Капелла Ротко") для сопрано, контральто, смешанного хора и трех инструментов Мортона Фелдмана. Один из самых самобытных американских композиторов второй половины ХХ века, Фелдман известен в том числе сочинениями, которые могут продолжаться по несколько часов, превращая восприятие музыки в новый экзистенциальный опыт. "Капелла Ротко", вдохновленная образами полотен Марка Ротко, длится меньше получаса. "Образы Ротко заполняют его полотна целиком, — рассказывал Фелдман, — и я хотел добиться того же эффекта в музыке; она должна заполнять все восьмиугольное пространство капеллы, но быть неслышной на расстоянии".
Сочинение исполнят Дарья Хрисанова, Анастасия Бондарева, Павел Романенко, Михаил Дубов, Дмитрий Щёлкин и вокальный ансамбль Intrada под управлением Екатерины Антоненко.