28 апреля 2022, 09:38 28 апреля 2022, 10:38 28 апреля 2022, 11:38 28 апреля 2022, 12:38 28 апреля 2022, 13:38 28 апреля 2022, 14:38 28 апреля 2022, 15:38 28 апреля 2022, 16:38 28 апреля 2022, 17:38 28 апреля 2022, 18:38 28 апреля 2022, 19:38

Выставка "По примеру богов" открывается в Новой Третьяковке

  • Картинка
  • Выставка "По примеру богов" открывается в Новой Третьяковке
  • Картинка
    Выставка "По примеру богов" открывается в Новой Третьяковке
  • Выставка "По примеру богов" открывается в Новой Третьяковке
В рамках экспозиции представлены работы Генриха Семирадского и других художников, которые обращались в своём творчестве к античному наследию.

Выставка "По примеру богов" открывается сегодня в Новой Третьяковке. Там представлены работы Генриха Семирадского и других художников, которые обращались в своём творчестве к античному наследию. Экспозицию осмотрела Алия Шарифуллина.

Пиры и жертвоприношения, оргии и вакханалии, грешники и святые, рабы и сатрапы – в этих картинах античность выглядит как бесконечная "dolce vita", даже если это сцена казни. За идиллическую красоту и "беспечальность" красок Генриха Семирадского обожали цари и недолюбливали передвижники, которые называли его не иначе как "чертополохом, от которого нужно избавиться". И эту "Грешницу", к примеру, которую художники обозвали "трескучей декорацией", приобрел наследник престола Александр за 10 тысяч рублей. В восторге была и публика. Семирадский впервые в русской живописи соединил масштабность исторического сюжета и пленэрные эффекты.

"В том, как Семирадский изображал пейзаж, это всегда горы, море, солнечный свет, пробивающийся сквозь листву деревьев. Ты понимаешь, что он хорошо был знаком с приемами импрессионизма. Но при этом и очень подробно казалось бы реалистическое изображение персонажей картины, и пейзажи всё равно крайне условны", – заметила генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Он легко убеждает нас в том, что античность – не золотой сон, пригрезившийся человечеству, а быль. Осязаемая, чувственная, красочная... Павел Третьяков отказывался покупать картины Семирадского, не считая того русским художником. И вовсе не потому, что по происхождению Семирадский был поляком. Просто ему действительно красота античного мира и Италии была милее родных осин. И "золотой век" человечества, куда ближе, чем "правда жизни". И это не только идиллия, но и драма. Ведь "Нет прекрасной поверхности без ужасной глубины".

"Античность предстает в творчестве Семирадского вот в этих контрастах. С одной стороны, солнечная идиллия, семейные сцены, любование природой. С другой стороны – это довольно мрачные сцены, сцены таких хмельных плясок, дионисийство поздней античности", – пояснила куратор выставки Татьяна Карпова.

Наследия Генриха Семирадского рассеяно по разным странам. Около трети сохранившихся полотен находятся в России, многое – в региональных музеях. После революции Семирадский был забыт, его искусство казалось чуждым и буржуазным. Поэтому работы художника крупные музеи старались раздавать. На этой выставке – полотна из 10 собраний. Самая большая – "Фрина", покупка которой побудила Александра III к основанию Русского музея, приехала из Петербурга. Впервые в Москве – картина из Минска "Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу". Полотно отреставрировали в Третьяковской галерее.

"Картина была очищена от загрязнений, был выравнен лак, исправлены кромки, сделаны тонировки, какие-то пятна,разложения лака, всё это было тоже исправлено, и сейчас она в сияющем виде", – пояснила Карпова.

Здесь можно увидеть и графическое наследие художника, о котором знают немногие. До того, как посвятить себя искусству, Семирадский написал диссертацию об инстинктах насекомых. Наблюдения пригодились при создании карикатур. Семирадского здесь много, но эта выставка не посвящена исключительно ему. Вокруг – единомышленники, они такие же "пленники красоты". Это Бакалович, Бронников, Котарбинский. Вся эта феерия красок разбавлена античными подлинниками и копиями артефактов, которые Семирадский знал, писал и коллекционировал. Выставка "По примеру богов" – это глубокий анализ наследия. И здесь к диалогу подключаются современные художники. Что античность значит для человека сегодня? Какие уроки можно извлечь? Дихотомия прекрасного и ужасного – под современной оптикой.

Подписывайтесь на страницы телеканала «Россия-Культура» в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация