Выставка работ Александра Рукавишникова открылась в петербургском музее Эрарта
Выставка работ Александра Рукавишникова "Плоть от плоти" проходит в петербургском музее Эрарта. Главная тема экспозиции – женские образы. Анна Аппалонова подробнее.
Те, кто часто бывает в Москве, не раз видели скульптуры Александра Рукавишникова: их в столице достаточно много, и все они привлекают внимание. Санкт-Петербург этим похвастать не может, но зато именно там, на открывшейся выставке в музее Эрарта, можно узнать другого, незнакомого Рукавишникова – каким он остается наедине с собой и что делает именно для себя, а не по заказу. Здесь работы разных лет, есть и те, которые сам автор считает новаторскими.
"Здесь даже, видите, не совпадают ноги с тазом, рука ломается. И здесь я уже дошел до того, что крепления я не прячу, они выполняют роль элемента скульптуры", – пояснил скульптор, народный художник России Александр Рукавишников.
У Александра Рукавишникова есть собственный идеал красоты – крупные, широкоплечие женщины с выдающимися носами. Такие предпочтения, уверяют исследователи, уходит корнями в архаику.
"Мы встречаем, можно сказать, женщину-богиню. Женщину, которая, даже утверждая себя в труде, если она изображена с лопатой или за сбором картофеля, являет собой какое-то архаическое величие", – отметил руководитель арт-отдела Музея современного искусства Эрарта, куратор выставки Павел Маркайтис.
Одинокие женщины, вынужденно примерившие на себя социальную роль мужчины в послевоенное время, совершено не похожи на устоявшиеся эталоны красоты, но для скульптора важнее эталонов и моды говорящий образ. Женщина для него – земля, мать, семья, родина, а скульптуры – фиксация двухминутного отдыха его героинь. Кстати, Александр Рукавишников придумал собственное определение, что есть скульптура.
"Это объемный иероглиф – важное слово "объемный", – который не имеет невыгодных, плохих точек со всех сторон", – подчеркнул Рукавишников.
Помимо рельефов и скульптур, на выставке представлены картины – это не живопись и не графика, свои работы автор называет "просто картинками". Они выполнены левкасом в авторской технике.
"Левкас меня давно привлекает, я давно придумал в левкасе что-то делать. Сначала я сильно тонирую – каждую вещь по своему. Степень "загрязнения" разная, а потом я начинаю царапать – эту технику я назвал острый коготь", – рассказал Александр Рукавишников.
В качестве тона художник использует и чай, и травы, и землю, и даже кровь – все как в природе, которая меняет внешний вид скульптур. Говоря о своей выставке, определяет ее тремя словами: материал, сечение и бестемье. И напоминает о хорошей фразе на все времена: лучше сто раз увидеть, чем сто раз услышать.
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.