2 июня 2022, 19:53 2 июня 2022, 20:53 2 июня 2022, 21:53 2 июня 2022, 22:53 2 июня 2022, 23:53 3 июня 2022, 00:53 3 июня 2022, 01:53 3 июня 2022, 02:53 3 июня 2022, 03:53 3 июня 2022, 04:53 3 июня 2022, 05:53
  • Елена Ерофеева

Уйти или остаться: ректоры вузов обсуждают Болонскую систему

  • Уйти или остаться: ректоры вузов обсуждают Болонскую систему
  • Картинка
    Реформа высшего образования: вузы прислушались к запросам работодателей
  • Уйти или остаться: ректоры вузов обсуждают Болонскую систему
Обсуждение Болонской системы – уйти или остаться – сегодня вышло далеко за пределы МГУ. Ведь доля специалитета в российских вузах стремительно сокращалась. С 2016 года этих программ стало вдвое меньше. А количество студентов, которые выбирают 5-летние программы обучения, сократилось почти втрое – с 316 тысяч до 108.

Новая система высшего образования в России должна обобщить лучшие советские и российские традиции, быть понятной и привлекательной для иностранцев и отвечать современным внутренним и внешним вызовам. Ректоры ведущих вузов страны сегодня говорили о реформе высшего образования в России. В мае Минобрнауки сообщило о планах отказаться от прежней Болонской системы и сосредоточиться на разработке собственной уникальной модели подготовки специалистов. Какие принципы будут в основе? Сохранятся ли бакалавриат и магистратура? Сколько времени займет перенастройка? И как это отразится на качестве знаний и профессиональной подготовленности тех, кто получает диплом?

В фундаментальной библиотеке МГУ 2 июня совещались ректоры российских вузов. Вопрос у всех один: что будет с высшим образованием в России? В конце мая министр Валерий Фальков заявил о намерении отказаться от Болонской системы, как от "прожитого этапа". Министра на этой встрече тоже ждали. В ожидании начали дискуссию без него.

"Многие выпускники бакалавриата по высокотехнологичным специальностям испытывают трудности, чтобы устроиться по специальности. Плохо воспринимаются работодателями. Идет их утечка из России", – обрисовал проблему ректор МГУ, академик РАН Виктор Садовничий.

"Четыре года готовили юристов. Важна не продолжительность, а важно – качество", – поясняет ректор СПбГУ и ассоциации юристов России Николай Кропачев.

Болонская система даже медицинское образование не обошла стороной. В Сеченовском университете под бакалавриат отдали только одно направление – сестринское дело.

"Выпускники бакалавриата не очень востребованы, – признает ректор Сеченовского университета Петр Глыбочко. – Медсестра с высшим образованием – это кто? Проблемы с трудоустройством есть. Лучшим вариантом для устройства бакалавриата – школьный врач".

Даже творческие вузы были вынуждены перейти на Болонскую систему, от которой сегодня готовы с радостью отказаться.

"Все программы были скомпонованы так, чтобы мы смогли успеть все за четыре года вместо шести. И чего-то не хватало и в практической работе, и в теоретическо-проектных размышлениях. Наш выпускник не добирал то, что мы хотели и могли дать", – надеется ректор МГХПА имени С.Г. Строганова Сергей Курасов.

Валерий Фальков, выйдя к трибуне, объяснит, что имел ввиду. Ломать систему образования никто не будет. Ее просто перенастроят. В новых экономических условиях высшая школа не может существовать отдельно. Они идут в связке. И сегодня индустрии нужны инженеры нового формата, способные создавать технологии, а не просто их обслуживать.

"Отверточная сборка, складывание из чужих кубиков предполагали минимальный запрос на инженера-творца. Кризис инженерного образования, строго говоря, происходил в последние годы не только в России, но и во всем мире. Мы должны восстановить и проектирование, и производство, обслуживание по тем технологическим кластерам, которые раньше мы могли импортировать", – ставит задачу министр науки и высшего образования России Валерий Фальков.

Четыре года обучения на инженерных специальностях – этого тоже недостаточно. Практики не хватает. Некоторые вузы сами определяли, по какой системе обучать студентов. Так в МГУ 12 фундаментальных специальностей не перешли на бакалавриат и магистратуру. В Российском экономическом университете имени Плеханова только таможенное дело сохранило пятилетнее обучение. Остальные специальности перевели на Болонскую систему.

"Мы, конечно, прислушиваемся к запросам работодателей. В первую очередь, это сейчас требование к мягким навыкам: коммуникативность, стрессоустойчивость, умение работать в команде, это навыки проектной деятельности", – перечисляет доцент кафедры корпоративного управления и инноватики РЭУ имени Г.В. Плеханова Елена Окунькова.

Работодатели сегодня делают ставку на высококвалифицированных специалистов от программирования и логистики до медицины, преподавания и других отраслей.

"Прошло то время, когда человек, отучившись в одном учебном заведении, мог сидеть спокойно и рассчитывать на какую-то успешную, удачную карьеру. А сейчас новые знания появляются каждый день. Текущие знания устаревают еще быстрее. Секрет успешного специалиста – постоянно учиться. Если мы видим где-то падение спроса, то это касается в основном молодых специалистов", – анализирует руководитель пресс-службы SuperJob Наталья Ильченко.

Обсуждение Болонской системы – уйти или остаться – сегодня вышло далеко за пределы МГУ. Ведь доля специалитета в российских вузах стремительно сокращалась. С 2016 года этих программ стало вдвое меньше. А количество студентов, которые выбирают 5-летние программы обучения, сократилось почти втрое – с 316 тысяч до 108.

"К нам приезжают с заводов и говорят: "Дайте физиков!", "Дайте людей, которые разбираются в науке", – делится жизненным опытом доцент кафедры физики Самарского университета Галина Рогожина. – Все-таки физику изучить за четыре года, полностью разобраться в ней, понять ее – невозможно. Поэтому выпускники бакалавриата не обладают в полном, широком спектре теми компетенциями, которыми может обладать хороший преподаватель".

По своему опыту она знает: только 5% с курса уйдут преподавать, 15% будут заниматься наукой, остальные – в бизнес, на производство, где найдут себе место. В магистратуру пойдет только каждый второй.

"Сейчас стык наук – это самое перспективное направление в профессиях, развитии, и чем больше наук ты знаешь, чем больше ты можешь их миксовать между собой, тем ты будешь успешнее в будущем. Без высшего образования я, например, не вижу развития в дальнейшем", – считает студентка первого курса Самарского университета Софья Котикова.

В министерстве образования и науки России скоро появится список профессий, для которых мало быть бакалавром, то есть учиться 4 года. Первыми перейдут на специалитет инженеры и медики. Болонская система не оправдала ожиданий. Но переход не будет резким. Возможно, он займет годы.

"Образование – это такая сфера, в которой нужно делать очень все постепенно. Не надо было ее ломать. Кто хочет через четыре года выйти из инженерного вуза, получает диплом. И потом дальше думает, что ему делать, как быть. Но он, конечно, не станет конструктором авиационных двигателей и самолетов. Я – за разнообразие, – объясняет свое кредо научный руководитель Института океанологии РАН, академик РАН, заведующий кафедрой газовой и волновой динамики МГУ Роберт Нигматуллин. – А у нас же думают, что сейчас перейдем на Болонскую и заживем. Или сейчас ее отменим, и заживем, вернемся к своей, к советской системе. В конце концов, ведь форма, она не так существенна. И проблема нашего образования не в Болонской системе".

За границей признавать дипломы российских вузов не стали, а преимущества классического образования в нашей стране были утрачены. Большинство россиян поддерживают идею возвращения к традиционной системе высшего образования. Новые подходы индустрия определит вместе с университетами.

Еще больше интересного с сайта "Смотрим" — в нашем Telegram-канале и Яндекс.Дзен, новости сайта "Вести" — на страницах ВКонтакте, Одноклассников, Яндекс.Дзен и Telegram.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация