Бесчеловечная комедия: премьера спектакля "Дядя Жорж" в Театре сатиры
Премьера в Театре сатиры – Сергей Газаров представляет спектакль "Дядя Жорж". У постановки по Чехову сразу два определения – это "сцены из деревенской жизни" и "комедия", но последнее – явный парадокс. Почему – узнала Яна Музыка.
Спектакль по Чехову "Дядя Жорж". Произведения с таким названием у Антона Павловича нет. Эта инсценировка – соединение двух пьес классика: "Леший" и "Дядя Ваня". Сергей Газаров ставит Чехова впервые. История этого спектакля началась во время самоизоляции: долгое уединение дало режиссеру возможность погрузиться в материал, и пришла идея соединить произведения. При этом Газаров не поменял ни одного слова и ни одной запятой, ничего не добавлял – работал только с текстами писателя.
"Я пытался обострить отношения с учетом сегодняшнего дня, наших сегодняшних темпераментов, скорости, с которой мы сегодня считываем информацию при разговоре друг с другом, а не как это было 100 лет назад, 150-250 лет назад", – пояснил режиссер-постановщик, художественный руководитель Театра сатиры Сергей Газаров.
Критики, присутствовавшие на показе, отметили: это самый агрессивный Войницкий, которого им доводилось видеть. Пружина в нем уже лопнула – с самого начала или даже вчера. Заглавного героя воплощает Фёдор Лавров. По пьесе дяде Ване – 47 лет, актеру – 46. По словам артиста, возрастная близость героя значения не имеет. Актер уверяет: его кризис среднего возраста настиг примерно в 28 лет.
"Я исследовал цинизм и хрупкость одновременно, как они могут сосуществовать в одном человеке и, вообще, в одном обществе. При этом они не аннигилируют друг друга, а они могут сосуществовать и, собственно говоря, двигаться вперед", – рассказал актер Фёдор Лавров.
Для Ангелины Стречиной это первая театральная премьера. У актрисы активная кинокарьера, говорит: сценический процесс – совсем другой мир. "Для меня было самое ой-ой-ой именно то, что ты должен три часа без какого-либо отключения существовать на сцене. То есть даже объявляют антракт, я ухожу и не могу отключиться, посидеть в телефоне, поболтать. Ты должен быть в материале. Лично для меня, если ты отключился, значит тебе придется заново впрыгивать в это. Для меня это сложно", – призналась актриса Ангелина Стречина.
Для народного артиста Юрия Васильева это тоже первый Чехов в карьере. Считает: профессор Серебряков – самый отрицательный персонаж в этой истории. "Чудовищный эгоизм, чудовищный: он такой непробиваемый человек, характер такой. Вот у Чехова же всегда есть такой "человек в футляре". А здесь о нем говорят: "статуя командора". Вот это его личная убежденность, его нельзя сбить со своей точки зрения, никто на него не может воздействовать", – отметил народный артист России Юрий Васильев.
Режиссер тоже уверен: самое страшное для человека – неспособность меняться. "Весь ужас состоит в том, что не меняемся мы. И на наших глазах человек совершает суицид, и это нас не меняет", – говорит Сергей Газаров.
Газаров недоумевает: как можно убить главного героя в третьем действии и назвать это комедий? Но это и есть суть Чехова.
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.