К юбилею Карена Шахназарова: как снимались популярные фильмы режиссера
Карен Шахназаров хотел учиться на художественном отделении ВГИКа, но в самый последний момент передумал и поступил на постановочный факультет. Позже, во многих интервью он неоднократно подчеркивал: главное в киноискусстве – это искренность. В фильмографии режиссера, который по праву считается одним из патриархов отечественного кинематографа, десятки картин. Ему доступны любые жанры – от комедии и классики до драмы и авангарда. Многие работы мэтра стали культовыми. Юбилей прославленного режиссера – повод не только пересмотреть любимые миллионами зрителей фильмы, но и вспомнить интересные факты о популярных картинах Карена Шахназарова.
Анна Каренина
Драма по одноименному роману Льва Толстого и произведениям Викентия Вересаева стала первым сериальным опытом Шахназарова. Карен Георгиевич весьма точно заметил: "За последние 150 лет в отношениях между мужчиной и женщиной ничего не изменилось: люди все так же любят, ревнуют, страдают. Поэтому история Анны Карениной продолжает притягивать к себе". Классический сюжет в видении режиссера предстает в неожиданном ракурсе. Через 30 лет после событий полковник Вронский вместе с сыном Анны Сергеем Карениным пытаются понять, можно ли было что-то изменить в тот роковой день. Съемки проекта шли два года, интерьеры и декорации воссоздавали с точностью до мелочей.
В частности, в картине использована богатейшая музейная коллекция киностудии "Мосфильм" – антикварная мебель и посуда. А чтобы добиться необходимого освещения во время съемок бала, эту сцену снимали только при свечах, причем подбирали такие, чтобы они горели не меньше восьми часов. Тысячи оригинальных костюмов для фильма были сшиты с максимальной достоверностью. Из них 30 платьев были сделаны для главной героини в соответствии с текстом самого Толстого. Под каждого актера подбирались головные уборы, украшения, обувь. Специально для фильма выстроили Петербург XIX века. Точно по таким улицам ходили герои Толстого. Роль Анны исполнила Елизавета Боярская, Вронского сыграл ее муж Максим Матвеев, и это добавило в отношения героев особые оттенки чувств и неподдельную искренность. На роль Вронского претендовали сразу несколько актеров, но сомнения Шахназарова по поводу проб Матвеева развеял Владимир Меньшов.
Белый тигр
Самый масштабный фильм в карьере режиссера с бюджетом в 11 миллионов долларов, сотней танков, тысячной массовкой был снят за три с половиной месяца. Карен Шахназаров признается, что к этой картине шел всю жизнь и посвятил ее отцу-фронтовику, сражавшемуся в рядах артиллеристов. В качестве военного дебюта режиссер выбрал книгу Ильи Бояшова "Танкист, или Белый тигр". В 2009 году произведение попало в списки сразу двух премий – "Большая книга" и "Национальный бестселлер". Многое в этой работе стало для Шахназарова необычным. Например, он впервые отказался от режиссерского сценария – двигался интуитивно, часто изменяя готовые мизансцены прямо накануне съемок.
На всей территории военного полигона, находящегося в направлении подмосковного Алабино, была выстроена целая деревня, в которой проходили съемки эпизодов со стрельбой, взрывами, пожарами. Интерьер кабинета, где снимали подписание акта о капитуляции Германии, воссоздали в деталях. Даже ковры со стульями брали не из реквизита, а специально делали на заказ. Для съемок была сделана действующая модель танка в натуральную величину, а все трюки вместо каскадеров выполняли настоящие танкисты. Алексей Вертков, сыгравший главную роль, ранее уже работал с Шахназаровым над драмой "Палата №6". Художественный фильм "Белый тигр" был представлен на многих международных кинофестивалях и кинопремиях и получил множество наград.
Мы из джаза
В центре сюжета – приключения молодых музыкантов из Одессы, которые решают организовать джаз-бэнд и отправляются покорять Москву. Музыку для фильма писал джазовый музыкант Анатолий Кролл, также в саундтрек к фильму вошли архивные записи джазовых коллективов 1920-х годов. Многие актеры в фильме сами исполняют музыкальные номера. Так, мы можем услышать голоса Игоря Скляра и Ларисы Долиной. Вместо Елены Цыплаковой в песне "Старый рояль" женскую партию исполнила певица из Латвии – Ольга Пирагс. А за Александра Панкратова-Черного поет оператор картины! Для того, чтобы Лариса Долина смогла сыграть кубинскую джазовую певицу, певицу гримировали по 6 часов с использованием 12 разных оттенков грима, но сама она в итоге осталась недовольна своим макияжем.
Игорь Скляр идеально вжился в образ молодого энтузиаста Кости Иванова, но изначально главным претендентом был Дмитрий Харатьян. На роль Степана Грушко пробовались сразу несколько артистов: Николай Еременко и Леонид Ярмольник. Однако Шахназаров решил отдать роль малоизвестному, но подающему большие надежды Александру Панкратову-Черному. Фильм "Мы из джаза" вошел в число лидеров советского кинопроката – в премьерный год комедию посмотрело более 17 миллионов человек, и по опросу журнала "Советский экран" фильм стал лучшей музыкальной картиной 1983 года. Оглушительный успех ждал не только в СССР – ленту показали в 26 странах! Для молодого режиссера это был настоящий триумф.
Зимний вечер в Гаграх
После успеха фильма "Мы из джаза" Карен Шахназаров задумал снять еще одну музыкальную лирическую комедию. "Зимний вечер в Гаграх" стал своего рода продолжением предыдущей картины. Прототипом главного героя стал знаменитый исполнитель степа Алексей Быстров. Он работал с Шахназаровым над картиной "Мы из джаза", репетировал с актерами чечетку. История его творческого пути и легла в основу сюжета. Руководство "Мосфильма" поставило жесткое условие: съемки должны проходить зимой. И тогда одну из ключевых сцен фильма режиссер решил снимать в теплой Абхазии. Так родилось название картины.
На главную роль пробовались Петр Щербаков, Евгений Леонов и Олег Ефремов. Евгений Евстигнеев сам пришел к Шахназарову, он прочитал сценарий и загорелся ролью забытого танцора. В пользу Евстигнеева сыграло то, что он был очень музыкальным и прекрасно чувствовал ритм, во многих сценах степ он исполнял самостоятельно. Но самые сложные элементы за него отбивал в кадре танцор Владимир Кирсанов, ученик того самого Алексея Быстрова. Звук чечетки в исполнении Владимира Кирсанова даже хотели запатентовать. На съемках фильма произошло и судьбоносное знакомство Евгения Евстигнеева с будущей женой Ириной Цывиной. Фильм имел огромный зрительский успех, эта работа Карена Шахназарова была признана лучшим музыкальным фильмом 1986 года, по версии журнала "Советский экран".
Курьер
Едва появившись на больших экранах, эта лента, снятая Кареном Шахназаровым по его одноименной повести, стала одним из главных фильмов перестройки – вечный конфликт отцов и детей оказался близок многим. За первый год проката его посмотрело более 40 миллионов человек. Режиссер долго подбирал актеров на главные роли. На роль Ивана пробовались Дмитрий Певцов, Дмитрий Харатьян, Игорь Верник. На роль профессорской дочери Кати претендовали Юлия Меньшова, Алена Хмельницкая, Оксана Фандера и другие актрисы. Тандем сложился из непрофессиональных актеров – дочери оператора Анастасии Немоляевой и ее бывшего одноклассника Федора Дунаевского. Игра Дунаевского впечатлила Роберта Де Ниро, который был в числе судей на Международном московском кинофестивале, в рамках которого показывали картину.
Некоторые яркие эпизоды фильма не были прописаны в сценарии, а родились прямо в разгар съемок. Например, запоминающаяся сцена, в которой Иван и его мать поют песню "Землян". Шахназаров посадил Дунаевского и Инну Чурикову в кадр, он играл и пел, а актриса не знала слов и импровизировала. Друг главного героя Базин нашелся благодаря милиции: Владимир Смирнов попал в отделение за участие в уличной драке, а в итоге оказался на съемочной площадке. Дальнейшая судьба Смирнова сложилась трагично, он был членом преступной группировки и в 90-х погиб. Танцоров для знаменитой сцены Шахназарову также помогли найти милиционеры: режиссер попросил их согнать местную шпану, чтобы те стали частью массовки. "Курьер" стал первым в СССР фильмом, в котором исполняли брейк-данс, катались на скейтбордах, носили Adidas. Фильм стал одним из лидеров проката: смелый взгляд режиссера на молодое поколение нашел свою аудиторию и свое место в истории российского кинематографа.
Татьяна Санина, Василий Кузнецов, Александр Парфёнов // Smotrim.ru