В Музее Москвы открылась выставка, посвященная Сергею Лемешеву
Предметы из личной коллекции Сергея Лемешева впервые демонстрируют в Центре Гиляровского – филиале Музея Москвы. К 120-летию со дня рождения знаменитого лирического тенора там открыли выставку "Кумир и его время". С подробностями – Ирина Разумовская.
Музей Москвы редко обращается к теме музыкальной культуры столицы, исполнительского искусства и главных деятелей в этой сфере. Портрет и биография Сергея Лемешева здесь представлены на фоне истории города и его развития в ХХ веке – несмотря на то, что один из самых известных советских оперных певцов родился в Тверской области. Но всё становление, слава и творческий путь Лемешева – это Москва: консерватория, Оперная студия под руководством Станиславского, Большой театр.
"Какой была Москва в тот момент, когда голос Лемешева фактически являлся неотъемлемой частью ее культурной жизни? Что это было за время? 60-е–70-е годы, когда невозможно было не знать это имя. Мы напоминаем о том времени, когда были большие люди и большие кумиры, которые подчиняли себе публику", – рассказала генеральный директор Музея Москвы Анна Трапкова.
Вот выведены цитаты из воспоминаний дочери Лемешева о том, как однажды его поклонницы уставили корзинами с цветами все лестничные пролеты в их доме. Считается, что Сергей Лемешев был одним из первых певцов со своим фан-клубом.
Явлению "лемешисток" посвящена часть экспозиции. Много на выставке подлинных вещей великого тенора. Его дочь также писала, что не понимает, откуда у отца, родившегося в крестьянской семье, был такой вкус, в том числе в одежде.
"На мебели, которая здесь присутствует, лежит отпечаток взгляда Лемешева вообще на прекрасное, что он формировал у себя с детства, еще посещая старые барские усадьбы у Квашниных. То есть он видел эти предметы, и у себя в доме на Тверской пытался воссоздавать красивый мир вещей", – сообщил куратор выставки Владимир Емельянов.
Больше 30 лет он был солистом Большого театра. Обладатель лирического тенора, он сам про себя писал, что пел в жизни только любовь. Партию Ленского исполнил 500 раз и называл ее самой любимой. Еще одна ипостась Лемешева, которая представлена на выставке, – Лемешев-педагог. Много лет он руководил кафедрой оперной подготовки, затем – сольного пения. В витринах – партитуры с его пометками и похвалой, на которые он был также щедр.