"Зацепка" опередила свое время": актер Даниил Белых о новом детективе
Московский следователь Вера Протасова, переехавшая из столицы в провинцию, готова принять новые вызовы преступного мира. В этом ей помогают капитан Корнеев, криминалист Ломова, судмедэксперт Бережной и майор Абрикосов, которого сыграл актер Даниил Белых ("Сваты", "Девять жизней Нестора Махно", "Большие надежды"). Почему "Зацепка" опередила свое время, что он понял во время съемок в многосерийном проекте и чему научился, Даниил Белых рассказал в эксклюзивном интервью "Смотрим".
- Что, на ваш взгляд, выгодно отличает "Зацепку" от других проектов схожей тематики?
- А вы знаете, что в западном кино вначале сформировался образ полицейского, а потом уже люди начали подтягиваться к этому образу? Я вот уверен в том, что "Зацепка" опережает свое время и формирует для силовых структур новую модель гендерного поведения, когда женщина – начальник отдела и два красавца слушают и выполняют ее приказы. Мне кажется, что в этом и есть великое "зачем" сериала "Зацепка" – формирование нового образа женщины в силовых структурах. Я постоянно в каждой серии после каждого задания говорю: "Делается!" Человек, который не может исполнять приказы, не может их отдавать.
- Чем вам интересен майор Денис Абрикосов?
- Вы знаете, Денис Денисович Абрикосов – это друг главного героя, он не главный герой. И он обладает всеми теми качествами, которые оттеняют главного героя. Несмотря на то, что он достаточно приятный, действует он, исходя из страха. Он давным-давно в структуре, я это играю через некую усталость, иногда через пофигизм, но этот человек давным-давно на службе и от жизни каких-то новостей не ждет. Другой момент – я это делаю с юмором. Но образ от этого сильно не меняется. Есть люди, которые увидели несправедливость и начали действовать. Обидели друга – пошел и заступился. Эти качества есть у Игоря Корнеева, а у Дениса Абрикосова их нет. Он подумает, еще раз подумает, драка уже закончилась, а он и не при делах.
- Вам в этом образе было комфортно?
- Главное, чтобы артисту было что сказать. Читаешь сценарий, а там написано: "Что вас связывает с потерпевшим? Где вы были с 12 до 16 часов? И ты понимаешь, что нужно сыграть отношение к этому тексту. Вот я как артист всегда должен отвечать себе на вопрос: зачем он произносит эти слова, зачем он делает что-то? Поэтому чем больше мотивирован персонаж, тем для меня как для артиста интересней. И вот именно возможность артиста играть не просто сам текст, а играть отношение к тому, что ты произносишь, это очень ценное качество. И именно в проекте "Зацепка" я понял, что не зря мне говорили об этом много-много слов в Щукинском училище. Потому что даже самый глупый и скучный текст может ожить, если ты что-то к нему добавляешь. Знаете, вот режешь свеклу для борща и как бы там фоном шумит телевизор, а потом ты вдруг раз: чего-чего он там сказал? И вот ради этого "чего-чего", чтобы человек перестал кромсать свеклу и прислушался на секундочку, мы и делаем свое дело.
- Сценарий "Зацепки" внимательно читали? Какое из преступлений произвело на вас большее впечатление?
- Я всегда, когда читаю сценарий, думаю про гримеров: ох, бедненькие, как вам там будет тяжело на жаре работать, вся эта кровь, трупы... А еще я перестал читать сценарии на ночь глядя, у меня включается внутри такой мотор: как же это все воплотить, как же это сделать, чтобы оно все ожило. Для меня это всегда стресс. И отвечая на ваш вопрос, что же меня удивило, скажу, что практически все! Еще было безумно интересно, очерствеет ли сердце капитана Корнеева? Зрители все 50 серий наблюдают за этим, и я тоже. Потому что главная героиня на протяжении этих 50 серий наказывает его своей нелюбовью. А зритель сидит и думает: "Ой, она красотка, он красавец, ну уже поцелуйтесь!" Но у нее есть другой. И как отнесется к этому капитан? Вот это, мне кажется, очень интересно!
- Пришлось ли вам ради роли осваивать новые навыки?
- Да! Я научился обращаться с оружием, например. Меня часто консультанты ругали за неуставное ношение оружия, но я справился. Был бы у меня сейчас пистолет, я бы показал, потому что много свободного времени, и ты все время носишь эту железяку. И в какой-то момент я начал с ней играться и доигрался до того, что я могу разобрать пистолет за секунду, могу предложить разные способы перезарядить его, и в паре с Лешей Суренским мы достаточно много придумали таких штук, когда смотрится это странно, но интересно. Что касается сериала и моего героя, то ясно, что в какой-то момент пистолет тебе пригодится. Самое сложное – это понять, что если ты вытащил пистолет, то нужно стрелять. А всегда люди думают, вытащил – могу напугать. Это большая ошибка, потому что кроме агрессии оружие ничего в людях, мне кажется, не вызывает.
- Если бы вас попросили описать сериал "Зацепка", что бы вы сказали?
- Для меня это – головоломка. Я всегда разгадываю. У меня бывает, что если в детективе сказана какая-то информация, которую я должен был знать, но в силу разных обстоятельств не знаю, я могу нажать на паузу, почитать и продолжить смотреть. Мне нравится, когда есть сложная конструкция, которую ты пытаешься разгадать, и еще в конце вывод интересный, продуманный. Это удовольствие для головы и мозга. В этом плане сериал "Зацепка" бомбовый!
- Какую из своих ролей вы любите больше всего? Есть ли у майора Абрикосова шанс стать вашим любимчиком?
- Вы знаете, так тяжело найти в сердцах людей созвучие своим созданиям, своим ролям, поэтому я считаю, что лучшая роль у меня еще впереди. По крайней мере, я очень на это надеюсь.
- В вашей фильмографии есть и исторические роли. Что вам ближе как артисту – история или современность?
- История. Хорошо, если у меня есть возможность к той работе, которую я как артист веду, прибавить костюм, работу над костюмом, работу над восстановлением исторической правды, свое отношение к историческому периоду. Для некоторых ролей я приходил к учителю истории в школе и с ним долго беседовал. Мы разговаривали, мне рассказывали какую-то историческую подоплеку того или иного момента. Потом я читал книги, где исторические персонажи носили револьвер в сапоге, и даже есть рассказ о том, что Махно дергал за веревку, которая держит револьвер, наган, хватал его и после этого стрелял. И воссоздать все это – прекрасная возможность для артиста.
- Есть ли какая-то эпоха, куда вам хотелось бы погрузиться?
- Будущее. Мне очень интересно представление человека о будущем, потому что у каждого оно индивидуально. И если вдруг режиссер имеет какое-то преставление, не просто как размещены предметы в пространстве, а какие будут между людьми взаимоотношения и какие моральные императивы будут на планете, тогда я бы хотел там оказаться. Мне вообще кажется, что фильмы и сериалы про будущее – это чудо.
Татьяна Санина, Василий Кузнецов, Георгий Поддерегин // Smotrim.ru