Студенты Академии Ильи Глазунова проходят пленэрную практику
Не в мастерской, а на природе: пленэр как лучший способ постижения натуры – обязательная практика для студентов художественных вузов. Ученики Академии Ильи Глазунова проходят ее в Костроме – и не впервые. Чем привлекает старинный город молодых художников, узнала Юлия Струкова.
В древние города России едут летом, чтоб "обновить палитру". Пленэры – давняя традиция художников. На открытом воздухе все другое – голубой рефлекс от неба, зеленый – от травы. "Ветки берез на фоне неба – это очень сложный мотив сам по себе. Это радость для художника увидеть эти планы, прорывы. Как Врубель говорил: "Хотите писать ветки – пишите пространство между ветками". Это все можно объяснить. Но на практике показать можно летом с этюдником", – рассказал ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Иван Глазунов.
Для первокурсников – все в новинку. В этот день в Костроме их разделили на две группы. Одни – пишут портрет девушки в народном костюме на набережной Волги. Рядом – беседка Островского. Драматург, правда, никогда в ней не был, это более позднее сооружение. Знаменитое тем, что здесь снимали эпизоды фильма Рязанова "Жестокий романс". У студентки Елизаветы Якубович было задание – найти где-то рядом натурщицу для портрета.
Елизавета Якубович, студентка Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова: "Гуляя по парку, я опрашивала многих, уже теряла надежду, и вдруг увидела, что на скамейке сидит девушка – просто идеальная. Именно лицо – удивительное, такое кроткое. Меня поразило, русское лицо, как олицетворение православной России, мне кажется".
У каждого здесь – свой ракурс, своя композиция. Одинаковое только время, за которое надо сделать портрет. Илья Фролов из Воронежа видит себя в будущем пейзажистом. Считает, уроки на пленэре очень важными. "Я в своей живописи пытаюсь по максимуму акцентировать внимание на свете, на ощущении воздуха, солнца", – поделился студент Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Илья Фролов.
Вторая группа первокурсников трудится у Спаса в рядах. Рядом с древнейшим храмом Костромы, вокруг которого в XVIII веке появились Гостиные ряды. Каждая купеческая лавка занимала стандартное небольшое помещение соответствующие одному арочному пролету. Здесь, в Мелочных рядах, торговали галантереей. Рядом – ряды Квасные, Хлебные, Живорыбные, Пряничные – целый торговый город в самом центре Костромы на огромной территории. С конца XVIII века здесь как-будто ничто не изменилось. Режиссерам здесь хочется снимать, художникам – писать.
На фоне Спаса в рядах трудятся над мужским портретом. Натурщика – Георгия Шумилова – уговорили позировать, увидев стоящим на остановке в ожидании автобуса. Оказалось, он интересуется искусством и коллекционирует картины местных художников. Работа идет уже уже пятый час. Георгий Николаевич уже успел посмотреть работы студентов. "Они, видимо, младшекурсники, которые рисуют с гипсовых слепков, типа Цезаря. Вот старшекурсники, у них получше – у них свой стиль получается", – заметил натурщик Георгий Шумилов.
За практику будут выставлены оценки. Работы оставят себе или подарят натурщику. Следующие дни пройдут в этюдах, зарисовках и поисках натуры. Итогом пленэра в Костроме должен стать большой пейзаж. Место, для которого, в древнем городе ищет каждый себе сам. "Я уже присмотрела себе одну точку для выхода на большой пейзаж. И эта точка находится как раз в Музее деревянного зодчества", – поделилась студентка Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Анна Толстова.
Музей деревянного зодчества – следующая яркая пленэрная точка. Наверное, нет художника, который не знал бы этого места в Костроме. И не захотел бы здесь поработать. Студенты академии в Костроме продолжают "обновлять палитру" и наша съемочная группа следует за ними.