Владислав Старевич – повелитель марионеток
Дисней говорил о своем коллеге Владиславе Старевиче: "Этот человек обогнал всех мультипликаторов мира на несколько десятилетий". Что не было преувеличением. Главные открытия в области объемной мультипликации Старевич сделал еще до революции. Родился будущий "повелитель марионеток" в Москве в 1882 году. Он рано потерял мать и воспитывался у ее родственников в литовском городе Ковне. С детства отличался богатым воображением и вниманием к деталям. В школьные годы всерьез увлекался фотографией и энтомологией, собирал коллекцию насекомых и сам делал их макеты – удивительно точные, почти как настоящие.
Это умение весьма пригодится ему в будущем – когда он станет создавать кукол для своих анимационных фильмов. Но все это – впереди. А пока, окончив школу, Владислав устраивается в местный краеведческий музей и дарит городу два альбома с собственными фотографиями Ковно. Директор, оценив мастерство молодого человека, предлагает ему освоить работу с кинокамерой. И Старевич начинает снимать. Сначала – документальные фильмы. В том числе про любимых насекомых. Директор музея, посмотрев его работы "Жизнь стрекоз" и "Жуки-скарабеи", предлагает Владиславу отправиться в Москву – дабы найти более подходящее применение своим талантам.
В столице Старевич познакомился с кинопромышленником Александром Ханжонковым, который сразу увидел в нем талантливого и увлеченного человека, полезного для его кинобизнеса. Он предоставил Старевичу квартиру и старенькую кинокамеру, а главное – полную свободу творчества. В 1910 году Старевич решил сделать документальный фильм о жуках-оленях. Он хотел снять сцену сражения двух самцов за самочку, однако "актеры" на камеру работать отказывались. И Старевич заменил их муляжами. Так его документальный фильм о насекомых стал и одним из первых в мире кукольных фильмов. Через два года он выпустил картину "Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами". Это был уже не просто рассказ о жуках, но кукольная пародия на рыцарские романы.
После Октябрьской революции оказалось, что молодой республике не до мультфильмов – и в 1919 году Старевич эмигрировал в Италию, а затем во Францию. Одна из первых зарубежных работ Старевича – анимационный фильм "Как лягушки выпросили себе короля" по басне Лафонтена – была отмечена почетной кинематографической наградой своей эпохи – золотой медалью Розенфельда. А его главным достижением считается полнометражный кукольный фильм "Рейнеке-Лис", снятый в 1930 году.
Вспомнить историю "отца анимации" и его лучшие работы можно 8 августа в 11:30, посмотрев на телеканале "Россия – Культура" документальный фильм "Владислав Старевич. Повелитель марионеток". Картина рассказывает о детстве Владислава Старевича в окружении любящих родственников, о его юношеских увлечениях, о становлении, поисках и открытиях, о жизни и творчестве в эмиграции.
Внучка аниматора, Леона Беатрис Старевич, делится семейными историями и личными воспоминаниями: "Безусловно, для деда важнее всего был его воображаемый мир. Его сказочный мир, мир его фильмов и фантазий. Думаю, для него это был способ вернуться в свое счастливое детство".
О своем отношении к творчеству Старевича рассказывают Гарри Бардин, Марина Федорофф, Жан Рубак, Серж Бромберг.
Жан Рубак, режиссер анимационного кино: "Я не сказал бы, что мир Старевича меня сразу очаровал. Поначалу я чувствовал себя не в своей тарелке. Только потом, когда занялся реставрацией его фильмов, я заново открыл для себя Старвеича. Он открылся мне гениальным человеком вне рамок".
Марина Федорофф, историк кино: "Старевич является личностью с абсолютным, невероятным богатством внутреннего мира. И поэтому его фильмы можно смотреть до бесконечности".
8 августа в 11:30 к 140-летию со дня рождения Владислава Старевича в эфире телеканала "Россия – Культура" документальный фильм "Владислав Старевич. Повелитель марионеток".