"Носороги на черепашьих бегах" – новая выставка в Музее AZ
Музей AZ открывает выставку к 85-летию со дня рождения Дмитрия Плавинского – "Носороги на черепашьих бегах". Для художника культура была пространством символов, некоторые из которых сопровождали мастера всю жизнь. Анна Аппалонова – подробнее.
На этой выставке много носорогов и много черепах, но их автор не просто анималист, он – создатель "структурного символизма". Дмитрий Плавинский определил свое направление в искусстве – когда мир расщеплен на образы, а образы погружены в пласты времен. В каждой работе есть прошлое, настоящее и будущее, как это видел художник. К черепахам и носорогам лучше приглядываться подольше – тогда есть шанс, что смыслы откроются так же, как его близким – жене и дочери.
"Черепаха – это культура. Их тут много, культура разнообразна. Носороги – это цивилизация. Цивилизация смотрит на чудеса, которые предпринимает культура – там соревнования в бегах, например, этих самых медленных животных. И в конечном итоге, носороги становятся не такими серьезными, как им приходится обычно быть. Цивилизация как бы отступает и говорит: "Да, культура, иди вперед!" – объясняет дочь художника Елизавета Плавинская.
Чтобы на самом деле для носорогов устроить черепашьи бега, картины "оживили". Оригиналы здесь же – черепахи: священная, храмовая, старая, космическая. Плавинский обожал рисовать черепах – они идеальные натурщицы – не двигаются и молчат. Есть легенда, будто за окном мастерской художника пролетел странный предмет. Оказалось – черепаха, которая откуда-то упала и позже заползла в мастерскую. Плавинский верил, что она упала с неба и что это – знак. Это случилось в 50-х. С тех пор на его холстах – завораживающие, многослойные панцири. И они могут меняться вместе со зрителем.
"Вот здесь идут четыре трещины, которые отсылают нас, кстати говоря, к иконам – иконные доски всегда лопались. Эти четыре трещины невозможно увидеть одновременно. Обязательно должна быть смена света, движение солнца по небу. Когда меняется освещение, то возникает то одна трещина, то другая, то третья", – комментирует вдова художника Мария Плавинская.
Дмитрий Плавинский часто обращался к старым мастерам, особенно к Дюреру, даже овладел забытой техникой гравюры. Все его носороги – это как раз посвящение Дюреру, потому что самый известный носорог принадлежит ему. У Плавинского эти животные символизируют силу, мощь и брутальность нашего мира – как на картине "Вечерний носорог".
"Он сам как будто вырастает из земли и сам похож на скалу и гору – в общем, такая земная твердь. И он как бы несет на себе жизнь – на нем сидит маленькая птичка. Я бы не сказала, что эта картина идиллическая, потому что своим рогом он упирается в дерево, как в преграду. И в общем, готов сражаться", – рассказывает директор Музея AZ Наталия Опалева.
Плавинский – один из основоположников и лидеров движения нонконформистов, его работы хранятся в лучших музеях и галереях мира. Эту выставку, посвященную 85-летию художника, специально не делали ретроспективной. Здесь сосредоточились на самом важном – на мироздании и вселенной Дмитрия Плавинского.