Музей истории российской литературы имени Даля представляет выставку, посвященную модернистским журналам
"Мир искусства", "Золотое руно" и "Аполлон". Государственный музей истории российской литературы имени Даля представляет новую выставку. Она посвящёна главным модернистским журналам Серебряного века. Анна Аппалонова – подробнее.
Дом Ильи Остроухова в Трубниках всегда был открыт для тех, кто ценит искусство. Здесь художник и коллекционер показывал свое собрание. В конце XIX века это были этюды русских художников, иконы и работы импрессионистов, а в начале XX Остроухов подружился с Дягилевым, и в его коллекции появились работы мирискусников. Эта выставка – как лифт в прошлое.
"У этой культуры Серебряного века были исполнители, актеры, художники, а были организаторы. И очень часто эти роли смыкались, пересекались. Возьмите Сергея Петровича Дягилева, например, возьмите того же Остроухова, который блестящий художник, возьмите Рябушинского, и так далее. Мы как будто бы раскрываем обложки журналов", – рассказал директор Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля Дмитрий Бак.
Главных модернистских журналов было три: "Мир искусства", "Золотое руно" и "Аполлон". "Мир искусства" был первым. Бенуа, Дягилев, Бакст. Художники, критики, новое искусство, поиск. Один из рабочих моментов запечатлел Борис Кустодиев: групповой портрет художников – журнал, конечно же, на первом плане.
"Здесь все было новаторским. Не только графика, линии, рисунки, но и шрифты. Иногда к каждому номеру шрифты менялись, в каждой статье шрифты, буквицы – все было неповторимо", – заявила куратор выставки Ольга Залиева.
Те же творческие объединения, что создавали журналы, устраивали и выставки: под стеклом подтверждение покупки. За 100 рублей госпожа Боткина купила работу Бакста. Это 1902 год – через 2 года "Мир искусства" закроется, но появится новый журнал "Золотое руно". Годовая подписка на него стоила 15 рублей, как две пары сапог или пошив одного костюма. Здесь собраны сами журналы, размером с полноформатную книгу, где соединены и литература, и искусство; собраны афиши к выставкам, портреты художников и поэтов, письма. В этом живописец и театральный художник Николай Сапунов пререкается с Мейерхольдом. Мол, раз мастерская закрыта, то и декораций не будет. Незаконченный плакат к выставке, на французский манер названной "салоном". Тогда представили около 200 полотен французских импрессионистов. Кое-что осталось в Москве.
"Потрясающая работа Кеса ван Донгена "Дама в черной перчатке", которая была куплена знаменитым меценатом Сергеем Поляковым – издателем тоже модернистского журнала "Весы". Вот она была приобретена именно на салоне "Золотого Руна", – заявила куратор выставки Ольга Залиева.
Последний журнал "Аполлон" просуществовал до 1917 года. Дальше – революция, темные цвета в живописи, совсем другие тексты. Эти журналы задумывали как восхваление красоты и свободы, но это стало невозможным.
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.