Выставка нижнетагильской живописи открылась в Российской академии художеств
Нижнетагильский музей изобразительных искусств и Российская академия художеств представляют в Москве новую выставку к 300-летию Нижнего Тагила. В экспозиции под названием "Предметное/беспредметное" – 108 живописных и графических работ уральских художников. Об особенностях регионального искусства – Юлия Струкова.
Произведения двадцати семи авторов представлены в залах Российской академии художеств. Здесь живопись и графика. Многообразие жанров, отсутствие неофициального искусства и присутствие высокого профессионализма. По мнению искусствоведов, с шестидесятых годов Нижний Тагил стал одним из ведущих художественных центров Урала и Сибири.
В Нижний Тагил были эвакуированы художники разные – киевские, ленинградские, из Одессы. И поэтому каждый свой художественный стиль привнес в Нижний Тагил. Сформировались особые школы, которые были очень толерантны друг к другу.
Олег Бернгард, Михаил Дерегус, Феликс Лемберский – среди эвакуированных. Они делились своими знаниями. Благодаря им уже в 42-м году в Нижнем Тагиле появилось отделение Союза художников, через год возник Художественный музей, чуть позже – Художественно-промышленное училище и мастерские. Здесь была свобода творчества и эксперименты. Суровый стиль мог соседствовать с импрессионизмом и абстракцией.
"Существует так называемая тагильская школа. Вот мы и хотели ее показать. С одной стороны, это вещи очень фигуративные, предметные, а с другой стороны, наша тагильская школа отличалась и тем, что художники много думали о форме", – рассказывает директор Нижнетагильского музея изобразительных искусств Марина Агеева.
Местный колорит – в "Натюрморте с воблой" и в полотне "Кладовая газа" Геннадия Горелова. Совершенно особенная серия "Уральских портретов" Дианы Брюхановой. Владимир Наседкин представил свои ранние работы в конструктивистском стиле и недавние – в минималистском. Называется "Геометрия".
"Геометрия – это метафора нашего времени. То есть мы все живем в определенном окружении – хрущевские дома, миллионы километров трассы, линии, взлетные полосы аэропорта, промзоны... Это для меня очень важно и очень личное такое. Я вижу в этом гармонию", – говорит художник Владимир Наседкин.
Сергей Брюханов, наоборот, совершенно лишает нижнюю часть своих произведений гравитации и плотности. Исходит из того, что земля вещь ненадежная, а все сущностное – это наши стремления вверх.
Работа называется "Мимесис", от греческого слова – означает "подражание". "Мимесис" – синтез метафор. И вот несколько таких метафор – все взлетает, потом идет высокая линия горизонта, за которую мы должны как бы зайти. В этом цель жизни, предназначение", – поясняет художник Сергей Брюханов.
Экспозиция, по которой можно изучать стили официального и одновременно свободного искусства, продлится до середины октября.