30 сентября 2022, 14:18 30 сентября 2022, 15:18 30 сентября 2022, 16:18 30 сентября 2022, 17:18 30 сентября 2022, 18:18 30 сентября 2022, 19:18 30 сентября 2022, 20:18 30 сентября 2022, 21:18 30 сентября 2022, 22:18 30 сентября 2022, 23:18 1 октября 2022, 00:18

Бесчинствовал в пустошкинской деревне. Куда привели съемочную группу “Вестей-Псков” следы преступлений эстонского карателя?

  • Бесчинствовал в пустошкинской деревне. Куда привели съемочную группу “Вестей-Псков” следы преступлений эстонского карателя?
Сотрудники ГТРК "Псков" во время съёмок документального фильма из цикла "Без срока давности" помогли обнаружить неизвестное братское захоронение в Пустошкинском районе. В годы войны в окрестностях деревни Щукино расстрелами мирных граждан и советских военнопленных занимался эстонский карательный отряд под командованием Лео Саукаса. С уголовного дела этого военного преступника недавно был снят гриф секретности сотрудниками регионального управления ФСБ.

“Мы в Щукинской волости Пустошкинского района – краю бескрайних лесов и голубых озер. Именно в этой красивейшей местности следы своих кровавых преступлений оставили солдаты и офицеры печально известного нам 37-го эстонского полицейского батальона. На их поиски мы сегодня и отправимся”, – Виталий Михайлов, корреспондент

Об этих эстонских карателях, которые должны были искать партизан, но убивали в основном мирных жителей или военнопленных, мы уже рассказывали.
Взвод тяжелых пулемётов под командованием лейтенанта Пиигли летом 1942-го бесчинствовал в Гдовском районе.

Псковскую деревню Ланёва Гора вместе с жителями в октябре 1943-го сжигали солдаты 3-й роты. Они же с начала 1942-го были расквартированы в Щукино – прямо в этом здании местной больницы, которое сохранилось до сих пор. По воспоминаниям местных жителей, которые содержатся в деле, отличала эстонских карателей не только форма защитного жёлтого цвета, но и какая-то особая жестокость:

Из показаний свидетеля Александра Медведева, 20 апреля 1972 г.:

"Однажды со стороны д. Скаково, что в 20 км от нашей деревни, на грузовой машине кем-то из эстонцев был доставлен старик лет 57-60. Он был весь избит. Утром я увидел, как старика за околицу конвоирует высокий эстонец с угристым лицом по прозвищу "финн". Я понял, что старика повели на расстрел в "угольные" ямы. Однако выстрела я не слышал. От жителя нашей деревни Дмитриева Ивана, который зарывал труп старика, мне известно, что старик был убит ножом, при этом всё тело его было исколото и порезано".

Остатки тех самых “угольных” ям, где происходили расстрелы и другие убийства, сегодня вполне мирно соседствуют с детскими качелями и домами местных жителей. Тех, кто помнит об ужасах войны в этой местности, осталось совсем немного. Евдокия Васильева до сих пор не может забыть первого расстрела, который оккупанты провели во время рытья траншеи.

“А один парень был приехавший к бабушке на лето – отобрал от нас всех лопаты, сломал и закинул в овраг. Мол, нечего на немцев работать! И его тут же на наших глазах расстреляли. И приказали в эту самую траншею закопать. Наверное, он и сейчас там лежит”, – Евдокия Васильева, жительница д. Щукино

Но больше всего следователей областного КГБ в 70-х заинтересовала фигура Лео Саукаса, слесаря быткомбината "Флора" в посёлке Кадрина. Его бывшие сослуживцы по 37-му полицейскому батальону, проходившие по другим делам , рассказали, что в годы войны Саукас командовал 3-м взводом карателей, размещенных в Щукино. Первоначально на допросах хмурый эстонец убедительно доказывает: врагам служил, но не убивал.

Допрос Лео Саукаса, 14 апреля 1972 г.:

“К мирному населению русских деревень мы никаких карательных мер не принимали. Я не слышал и не видел расстрелов мирных людей солдатами нашей роты. Насколько мне известно, такими зверствами занимались немцы…”

Вспомнить о собственных преступлениях Саукаса заставят очные ставки с бывшими подчиненными и свидетелями. Они-то и расскажут о том, как ранней весной 1942-го лейтенант эстонского отряда собственноручно расстрелял двух советских военнопленных, обнаруженных в деревне Морозово.

“После нескольких допросов мужчина признается, что убийства в Морозово стали его первыми расстрелами. При этом он путается в показаниях: говорит, что стрелял в одного мужчину, хотя следствие выяснит, что жертв было 2. Преступление Саукас совершил прямо на этом месте, недалеко от дома Пелагеи Устиновой”, – Виталий Михайлов, корресондент

Сама Пелагея Устинова покажет следователям в 70-х и братскую могилу на местном кладбище. В ней будут обнаружены останки убитых Саукасом. Вместе с нашим провожатым – главой Щукинской волости – пытаемся пойти по следам сотрудников КГБ. Изучив схему, движемся через поле к ближайшему лесу. Через 100 метров обнаруживаем остатки деревянного забора и могильные кресты. Среди них – новая плита с надписью "безымянным солдатам". Выходит, мы у цели. Судя по документам из архивов ФСБ, именно здесь были перезахоронены эксгумированные останки жертв эстонских карателей.

“Это место, конечно, неожиданное, потому что нигде по документам захоронение военнослужащих не зафиксировано. Все зафиксированные захоронения и теперь это – будут под пристальным присмотром Щукинской волости”, – Александр Пузыня, глава Щукинской волости Пустошкиснкого района

И это далеко не последние жертвы Лео Саукаса. Следы его преступлений ведут в Опочецкий район и даже в Беларусь. Всё про "оборотня из Щукино" мы расскажем совсем скоро в нашем эфире.

Виталий Михайлов, Максим Бешли, Денис Алексеев, Вести-Псков

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация