4 октября 2022, 08:29 4 октября 2022, 09:29 4 октября 2022, 10:29 4 октября 2022, 11:29 4 октября 2022, 12:29 4 октября 2022, 13:29 4 октября 2022, 14:29 4 октября 2022, 15:29 4 октября 2022, 16:29 4 октября 2022, 17:29 4 октября 2022, 18:29

В Третьяковской галерее отмечают 150-летие со дня рождения Сергея Дягилева

  • В Третьяковской галерее отмечают 150-летие со дня рождения Сергея Дягилева
  • Картинка
    В Третьяковской галерее отмечают 150-летие со дня рождения Сергея Дягилева
  • В Третьяковской галерее отмечают 150-летие со дня рождения Сергея Дягилева
В пространстве Новой Третьяковки представили выставочный проект "Дягилев. Генеральная репетиция", посвященный известному русскому импресарио.

"Дягилев. Генеральная репетиция". Выставочный проект Новой Третьяковки приурочен к 150-летию со дня рождения выдающегося импресарио и предваряет создание в галерее отдельного, дягилевского, зала. С историей "Русских сезонов" ознакомилась Анна Аппалонова.

Выставку про Сергея Дягилева делали в духе самого Дягилева – в быстром темпе и со множеством неожиданностей. За пять месяцев перевернули весь архив Третьяковской галереи, чтобы найти то самое важное и интересное, что в итоге окажется в этих залах. Все предметы здесь из собрания Третьяковки, все рассказывают о знаменитых "Русских сезонах", начиная с общедоступных афиш, заканчивая личными вещами, как пуанты Тамары Карсавиной. А это – ее контракт – так принимали на работу будущую звезду "Русских сезонов", и так в Третьяковке репетируют будущий зал, посвященный Сергею Дягилеву и его звездам.

Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи: "То, что мы здесь показываем, – это графические листы и костюмы, которые невозможно показывать очень долгое время. Мы планируем этот зал таким образом, чтобы иметь возможность осуществлять ротацию. То, что вы видите на выставке, – это всё абсолютно оригинальные фотографии, вы не увидите ни одного воспроизведения".

Фотографий осталось очень много – при желании можно воспроизвести период жизни всей труппы "Русских сезонов". А вот видео той поры не сохранилось: Сергей Дягилев не любил видеопленку. Во-первых, цвета не передает, только черный и белый, во-вторых, звука нет. А какой балет без музыки и красивых костюмов. Поэтому как выглядела, например, "Весна священная", мы можем представить только благодаря сохранившимся эскизам, фото и костюмам. Рерих придумал шерстяное платье с орнаментом, им же выдуманным – на манер языческих. Костюм – оригинальный, видео – реконструкция балета. "Мы можем быть благодарны неуспеху некоторых балетов, благодаря которым так хорошо сохранились костюмы. "Голубой бог" относится к этим не очень успешным балетам. "Золотой петушок" – чрезвычайно успешный балет, поэтому посмотрите, как протерты колени на комбинезоне Звездочёта", – рассказала куратор выставки Ирина Шуманова.

Запись "Золотого петушка" сделали во время гастролей в Австралии, уже после смерти Сергея Дягилева. Балет тогда восстановили, и удалось восстановить успех – такой же триумфальный, как во время первой постановки. И это тот редкий случай, когда фото и видео на этой выставке примерно из одного времени. А вот декорация хоть и выглядит как на снимке, совсем современная. "Это скорее некий символ – фантазия на тему спектаклей поздней Дягилевской антрепризы. У нас была изначально мысль, что, может быть, мы сделаем реконструкцию этой декорации, а потом мы подумали, что это некий знак. Тот самый привет Дягилеву и его художникам, который мы передаем из современности. Не стилизация, не копия, а достаточно вольное", – поделилась куратор выставки Евгения Илюхина.

Эта декорация стоит посреди настоящего репетиционного зала – Дягилев, кстати, намного больше, чем премьеры, любил репетиции. Так отмечают 150 лет со дня рождения знаменитого импресарио, вспоминая его балеты и вдохновляясь ими.

Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация