Иран предпримет вторую попытку въехать на своих авто в Россию
Прежде всего о перспективах выхода на российский рынок с продажами авто, а затем и с организацией производства думают два иранских автопроизводителя. Это IKCO (Iran Khodro) и SAIPA. Представители первой неоднократно привозили свою продукцию в Россию как самостоятельно, так и через азербайджанский Khazar. Седан Tara оснащается 113-сильным двигателем объемом 1,6 литра с 5-ступенчатой механической КПП или 6-ступенчатым автоматом. Такая машина при пересчете на рубли в Иране стоит порядка 800 тысяч рублей.
Специально для российского рынка иранцы заменили на Tara, который является конкурентом не только для Lada Vesta, но и для Hyundai Solaris, задние фонари. На представленной в Москве машине стояли более дорогие светоблоки, подогрев передних сидений и несколько камер.
Iran Khodro пытался зайти на российский рынок еще 15 лет назад. В 2006 году иранцы планировали продавать в России седан Samand ("Скакун"). За два года было продано 12 тысяч автомобилей, но эксперимент свернули. Лошадка оказалась кривой – было слишком много нареканий на качество автомобиля, что не способствовало продажам. Кроме того, против Тегерана были введены санкции, а в России – новый стандарт Евро-4.
Сейчас гендиректор Iran Khodro Мехди Хатиби снова заявил, что рассчитывает поставлять в Россию как минимум несколько десятков тысяч автомобилей в год. Для иранского автопрома, который ежегодно производит до полутора миллионов легковых автомобилей, это капля в море.
"Ястребом" хочет влететь на российский рынок иранская компания SAIPA. Именно так переводится название ее модели Shahin. Это среднеразмерный седан, конкурирующий с российской Lada Granta. У него турбированный двигатель на 110 лошадиных сил, который работает с вариатором или пятиступенчатой МКПП. В базе у машины две подушки безопасности, ABS, обогрев зеркал, семидюймовй дисплей мультимедиа, а также камера заднего вида. Эта машина продается в Иране за 750 тысяч рублей, в России же цена не будет менее миллиона. И это еще без накидок дилеров.
Замглавы Минпромторга России Альберт Каримов заверил иранскую сторону, что Москва готова к любым предложениям Тегерана для обсуждения.
"Компания Iran Khodro, по сути, копирует французскую марку Peugeot. А копия, как известно, никогда не будет оригиналом. При детальном изучении иранских автомобилей видно, что качество кузовных элементов, деталей отделки и даже швов сварки оставляет желать лучшего", — прокомментировала "Коммерсанту" качество иранской автопродукции генеральный директор компании "Газпромбанк Автолизинг" Лилия Маркова.
"Модели мировых производителей серьезно дорожают в России. Например, модели Hyundai и KIA регулярно прибавляют (в цене), — оценивает продажи "восточных красавиц" на российском рынке гендиректор сети автосалонов Денис Мигаль. — Скажем, Hyundai Creta стала дороже почти на 50%, KIA Rio продается почти за 2 миллиона рублей. Поэтому, если иранские авто можно будет приобрести за 1,5–1,7 миллиона рублей в топовых комплектациях, то они могут занять долю, сопоставимую с корейскими лидерами продаж".
Плюсом для продвижения иранских машин является то, что с иранскими копиям россияне знакомы по французским оригиналам. Минусом – качество исполнения, проблемы с производством ряда компонентов, а также высокая конкуренция на российском поле с китайскими производителями. Но в случае, если иранский бизнес сможет быть рентабельным при продажах в нескольких десятков тысяч автомобилей в год, то российский покупатель получит если не альтернативу, то подмену на рынке машин с не задранным вверх ценником.