27 октября 2022, 08:11 27 октября 2022, 09:11 27 октября 2022, 10:11 27 октября 2022, 11:11 27 октября 2022, 12:11 27 октября 2022, 13:11 27 октября 2022, 14:11 27 октября 2022, 15:11 27 октября 2022, 16:11 27 октября 2022, 17:11 27 октября 2022, 18:11

В Доме-музее Станиславского открылась выставка, посвященная Савве Морозову

  • Картинка
  • В Доме-музее Станиславского открылась выставка, посвященная Савве Морозову
  • Картинка
    Открытие выставки "Савва Морозов. Бизон русского меценатства"
  • В Доме-музее Станиславского открылась выставка, посвященная Савве Морозову
Название новой экспозиции – "Савва Морозов. Бизон русского меценатства".

Выставка "Савва Морозов. Бизон русского меценатства" открывается в Доме-музее Станиславского. "Бизоном" Морозова называли современники. И без его напористости в Москве могло бы и не быть Московского Художественного театра. Анастасия Павлова – подробнее.

Это диаграмма расходов и доходов первых сезонов Московского Художественного театра. Начиная с 1902 года, с переезда из здания театра "Эрмитаж" в строение в Камергерском переулке – театр очень популярен у публики. Артистов набирали исключительно талантливых, костюмы шили из подлинных тканей XVI и XVII веков. А мода на массовые сцены диктовала иметь театру собственный оркестр и хор. Но даже полные зрительские залы не покрывали всех расходов. Третий сезон театр завершил с рекордным кассовым разрывом в 80 тысяч. Долги закрыл Савва Морозов.

"Без преувеличения можно сказать, что если бы не его помощь основателям Московского Художественного театра Станиславскому и Немировичу-Данченко – театр мог и не состояться. Потому что за первый пятилетний период своей жизни, несмотря на то, что театр достиг очень большого признания у публики. Но в финансовом отношении театр не мог существовать самостоятельно на свой заработок", – пояснила директором Музея МХАТ Софья Грачева.

В новом здании театра по Камергерскому переулку дизайн залов, сцены разработал Федор Шехтель, он же работал над фирменным стилем одежды служителей. В театре Савва Морозов стал художником по свету. "Он даже поселился на стройке. Для него сделали маленькую будку, сейчас можно было бы назвать ее бытовкой. Он поселился на стройке и сам принимал активное участие во всем ремонте Художественного театра. В своей ванной он оборудовал помещение, где сам проводил опыты со светом, потому что он был химиком. У него блестящее образование было", – рассказала куратор выставки Мария Баженова.

На выставке о меценате – четыре зала. Подлинная печать, товарный знак и каталог хлопчатобумажных тканей, которые производила Никольская мануфактура Саввы Морозова. Благодаря доходу которой он и мог заниматься благотворительностью. Здесь также личные прошения рабочих фабрики. "Много чего просили: просили разобраться в каких-то тяжбах, просили денег, просили помощи при каких-то увечьях, потому что это была не редкость на фабриках тех времен", – поделилась директор Орехово-Зуевского городского историко- краеведческого музея Анна Лукина.

Эти и другие предметы передали из Орехово-Зуевского городского историко-краеведческого музея – из родного города Саввы Морозова. Рабочие Никольской мануфактуры просили и могли надеяться на помощь. По их просьбе Морозов построил богадельню, строил казармы для рабочих с паровым отоплением, с оборудованной кухней, бани.

Савва Морозов ушел из жизни молодым в 43 года, во Франции. После его смерти рабочие мануфактуры заказали икону Саввы Стратилата. Оригинал произведения пропал. А репродукцию на выставке можно рассмотреть вблизи, а можно через оптику – издалека, также, как последователи Саввы Морозова изучают его опыт благотворителя и мецената – из будущего и под увеличительным стеклом.

Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация