В Доме-музее Станиславского открылась выставка, посвященная Савве Морозову
Выставка "Савва Морозов. Бизон русского меценатства" открывается в Доме-музее Станиславского. "Бизоном" Морозова называли современники. И без его напористости в Москве могло бы и не быть Московского Художественного театра. Анастасия Павлова – подробнее.
Это диаграмма расходов и доходов первых сезонов Московского Художественного театра. Начиная с 1902 года, с переезда из здания театра "Эрмитаж" в строение в Камергерском переулке – театр очень популярен у публики. Артистов набирали исключительно талантливых, костюмы шили из подлинных тканей XVI и XVII веков. А мода на массовые сцены диктовала иметь театру собственный оркестр и хор. Но даже полные зрительские залы не покрывали всех расходов. Третий сезон театр завершил с рекордным кассовым разрывом в 80 тысяч. Долги закрыл Савва Морозов.
"Без преувеличения можно сказать, что если бы не его помощь основателям Московского Художественного театра Станиславскому и Немировичу-Данченко – театр мог и не состояться. Потому что за первый пятилетний период своей жизни, несмотря на то, что театр достиг очень большого признания у публики. Но в финансовом отношении театр не мог существовать самостоятельно на свой заработок", – пояснила директором Музея МХАТ Софья Грачева.
В новом здании театра по Камергерскому переулку дизайн залов, сцены разработал Федор Шехтель, он же работал над фирменным стилем одежды служителей. В театре Савва Морозов стал художником по свету. "Он даже поселился на стройке. Для него сделали маленькую будку, сейчас можно было бы назвать ее бытовкой. Он поселился на стройке и сам принимал активное участие во всем ремонте Художественного театра. В своей ванной он оборудовал помещение, где сам проводил опыты со светом, потому что он был химиком. У него блестящее образование было", – рассказала куратор выставки Мария Баженова.
На выставке о меценате – четыре зала. Подлинная печать, товарный знак и каталог хлопчатобумажных тканей, которые производила Никольская мануфактура Саввы Морозова. Благодаря доходу которой он и мог заниматься благотворительностью. Здесь также личные прошения рабочих фабрики. "Много чего просили: просили разобраться в каких-то тяжбах, просили денег, просили помощи при каких-то увечьях, потому что это была не редкость на фабриках тех времен", – поделилась директор Орехово-Зуевского городского историко- краеведческого музея Анна Лукина.
Эти и другие предметы передали из Орехово-Зуевского городского историко-краеведческого музея – из родного города Саввы Морозова. Рабочие Никольской мануфактуры просили и могли надеяться на помощь. По их просьбе Морозов построил богадельню, строил казармы для рабочих с паровым отоплением, с оборудованной кухней, бани.
Савва Морозов ушел из жизни молодым в 43 года, во Франции. После его смерти рабочие мануфактуры заказали икону Саввы Стратилата. Оригинал произведения пропал. А репродукцию на выставке можно рассмотреть вблизи, а можно через оптику – издалека, также, как последователи Саввы Морозова изучают его опыт благотворителя и мецената – из будущего и под увеличительным стеклом.