Тенденции и темы: о внеконкурсной программе фестиваля "Послание к человеку"
Международный кинофестиваль "Послание к человеку" в эту пятницу подведет итоги. Во внеконкурсной программе – 92 фильма признанных мастеров и документалистов-новаторов. Станислав Анисимов с подробностями.
Одна из самых интересных внеконкурсных программ кинофестиваля "Послание к человеку" – это "Красная Африка". Ее центральной частью стала ретроспектива учебных короткометражек африканских студентов ВГИКа. Это работы 60-х – 90-х годов прошлого века начинающих режиссеров из Гвинеи, Мали, Мавритании и Судана. Все они учились в мастерских советских киноклассиков. Например, Абдерахман Сисако был студентом Марлена Хуциева. Кинопоказам предшествовала серьезная исследовательская работа. И, как результат, программу дополнили полнометражными фильмами уже состоявшихся мастеров.
"Это невероятно интересно – узнать о тех фильмах, которые снимали студенты из Африки в 60-е годы. Многие из этих работ мы видим впервые. И мы благодарны организаторам за то, что они предоставили нам копии этих фильмов", – подчеркнул генеральный директор национального офиса по кинематографии, видеографии и фотографии ОНАСИГ (Гвинея) Ноэль Лама.
Сулейман Сиссе обучался на операторском факультете ВГИКа, в мастерской Бориса Волчека. Его фильмы отличает сказочно-поэтическая изобразительная стилистика, основанная на особенностях малийского фольклора. А сцены с огнем до сих пор впечатляют своим масштабом.
"Как мы выяснили в процессе составления этой программы, это вовсе не нишевое кино, это такой кинематограф, который рефлексирует буквально основные кинематографические категории – фотогения, свет, время и движение", – рассказала киновед Ольга Давиденко.
Ну, а программа международного конкурса в этом году не отличается какими-то особо яркими или скандальными лентами. Режиссеры прежде всего вспомнили о приеме "спровоцированной ситуации". Поль Хайнц через объявление в газете нашел полных тезок главного героя романа Оруэлла "1984". Уинстоны Смиты собрались вместе, обсуждают жизнь, взгляды на мир. И, конечно же, роман. Впрочем, его читали не все участники ленты.
"Мне кажется, что все эти фильмы, несмотря на то, что они из разных стран, показывают, что все художники чувствуют примерно одно и то же. Всех очень волнует вопрос свободы и несвободы, вопросы цензуры, вопросы ответственности человека, гражданской позиции человека", – отметил член отборочной комиссии фестиваля Сергей Сычев.
Режиссер Михай Греку снял провокационный фильм-эксперимент о румынском диктаторе Николае Чаушеску, расстрелянном в 1989 году. Он воссоздал его облик в виде голограммы и показал эту работу жителям небольшой деревни. Как они проведут себя, узнав, что в 2021 году воскрес Чаушеску?
Новые технологии в документалистике сегодня явление не такое уж и редкое. Анимация, графика, виртуальная реальность – все достижения в этой области представлены в программе короткометражного экспериментального кино. Французская лента "Сущность" – это монолог женщины, потерявшей значимую для нее фотографию. Аэрофотосъемки виртуального Парижа иллюстрируют историю о взаимоотношении реального пространства и сконструированного в воспоминаниях мира.
"В этом году, мне кажется, что и в этой программе в том числе, и на фестивале вообще важнее становится какая-то человеческая интонация. Она выходит на первый план. Программа в этом году по понятным причинам компактнее, чем обычно. Раньше мы делали два сеанса в экспериментальном конкурсе, сейчас это один большой сеанс", – сообщил куратор конкурса экспериментального кино Михаил Железников.
А вот с кинохроникой современные режиссеры-документалисты работают не очень охотно. Чаще всего ее используют как иллюстрацию к закадровому тексту, а иногда она становится просто предметом игры. Так современные авторы доказывают неоднозначность фактов, запечатленных на пленку. Это тоже одна из важных тенденций 32-го кинофестиваля "Послание к человеку".