"Василий Тропинин. Удача гения" – новая выставка в музее художника
Музей Тропинина и Русский музей организовали выставку "Василий Тропинин. Удача гения". В этом названии отражен жизненный и творческий путь художника – от крепостного до академика Императорской академии художеств. Об истории некоторых полотен – Ирина Разумовская.
Это первая крупная выставка в истории Музея Тропинина в Москве, где в залах представлены только его работы. Среди первых – здесь висит портрет Ираклия Моркова, графа, у которого художник был крепостным. Лишь в 47 лет Василий Тропинин получил вольную, будучи уже очень востребованным портретистом, который, по словам Брюллова, "переписал всю Москву". Экспозиция под названием "Удача гения" – это история успеха и становления – творческого, коммерческого и личного – человека, который стал живописцем вопреки.
"Для нас одним из важнейших событий является то, что встретилась вся семья. Впервые автопортрет с кистями и видом на Кремль, который хранился в нашем музее, это жемчужина коллекции, но вы видите здесь и сына Арсения и супругу Василия Андреевича – Анну Катину, урожденную Катину. Они прибыли из Государственного Русского музея, и, как сказали нам коллеги: "Да, конечно, мы с радостью иконографически поддержим эту идею воссоединения семьи", – поделилась директор Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени Ольга Журавлева.
Василий Тропинин был счастлив и в браке. С женой они прожили больше полувека. Из коллекции Русского музея на эту выставку прибыли девять шедевров, среди них и известная "Казначейша".
"Эти произведения являются небольшой частью из нашей коллекции, хотя коллекция работ Тропинина в нашем музее не такая объемная, как здесь, в этом музее, как в Третьяковской галерее, но тем не менее представительная по качеству, потому что она основывалась еще на императорском собрании и в дальнейшем вещи приобретались путем пристрастного отбора. Так, не сразу попала в наше собрание эта картина – портрет Варвары Ипполитовны Лизогуб", – рассказала ответственный хранитель отдела живописи XVIII – первой половины XIX веков Государственного Русского музея Лада Вихорева.
В 1910-м, когда ее обнаружили, предложение принять ее в Русском музее отклонили – из-за плохого состояния. Но благодаря настойчивости антиквара и последующей реставрации она стала украшением собрания. "Девушка с горшком роз" изначально была в коллекции Александра III, которая легла в основу Русского музея, но в годы войны потерялась на выставке в Алупке, и позже коллекционер и основатель Музея Тропинина Феликс Вишневский приобрел ее в комиссионке на Старом Арбате. Из фондов московского музея художника и "Девочка с собачкой", благодаря которой Тропинина называли "русским Жан-Батистом Грёзом".
Специально для этой экспозиции архитектор выставки и современный художник Евгений Гриневич сделал такую дверь. Подобная была в мастерской Тропинина, и все, кто не застал его дома, – друзья, гости, заказчики – оставляли на ней свою подпись. И эти имена здесь – Пушкин, Брюллов, Карамзин, Тон – конечно, тоже показатель успеха художника Тропинина.