Петербургский театр кукол "Бродячая собачка" представил спектакль на фестивале "Золотая Маска"
"Синяя собака". Спектакль о нежданном друге, который приносит надежду, показал петербургский театр кукол "Бродячая собачка" на фестивале "Золотая маска". Постановка представлена в двух номинациях. О том, как важно не поддаваться отчаянию – Ксения Луженкова.
"У каждого человека – свое бремя, и важно даже под его тяжестью сохранить веру в бескорыстную любовь", – такова трактовка притчи Тонино Гуэрра. У бедняка Мухаммеда дома голодают семь детей. Он трижды тщетно приходит на базар за работой, и дважды за ним до самого дома следует одинокая синяя собака. Когда на третий день герой в гневе прогоняет ее, зверь исчезает.
"Почему он ее все время отгоняет? Потому что он боится что-то изменить для себя. Это новое существо в его жизни, и он боится принять его, потому что он не знает, что будет дальше. Мне кажется, через этого персонажа это, ну, показывается какая-то боязнь человека к будущему", – объясняет актёр Тимур Шаймиев.
Синяя собака выводит героя из пустыни, защищает от обидчиков на базаре и ждет в ответ лишь любви. На сцене сосуществуют актеры и куклы. На фестивале-конкурсе "Золотая маска" постановка заявлена в двух номинациях – "лучший спектакль" и "лучшая актерская работа" в театре кукол. Центральный образ – штоковая марионетка из папье-маше.
"Когда я выхожу на площадку, у нас с ней возникают какие-то особые взаимоотношения. Даже не сколько с ней, сколько с партнером, с которым я работаю. Принципы, как мне кажется, как раз такие же, как и в драме. Просто одно дело – что я ухожу полностью за ширму, меня нет, и я отдаю себя, ну, практически в жертву кукле", – делится мнением актёр Константин Кожев.
Название "Бродячая собачка" петербургский кукольный театр получил больше 30 лет назад. "Как будто вывеску на знаменитом литературном кафе прочитал ребенок", – замечают артисты. С арт-кабаре серебряного века театр роднит тяга к эксперименту. Сюрреалистические декорации создавались всего неделю. Пять белых полотен – словно величественные минареты. Гигантские раковины-панцири, которые герои носят на плечах, становятся то барабаном, то печью, то жилищем. Но в бесконечно изменчивом мире неизменна только синяя собака.
"Она воплощение бескорыстной любви, жертвенной любви. Это любовь, которая вечна – без корысти, без зла, без расчета, которая посвящает, отдает себя всему человеку. И, столкнувшись с такой собакой, Мухаммед начинает осознавать, переосмысливать свою жизнь. И, конечно, у него происходит переосмысление и отношения к этой собаке, но, к сожалению, он собаку прогнал", – говорит режиссёр, художественный руководитель Театра кукол "Бродячая собачка" Альфия Абдулина.
В финале образы Мухаммеда и собаки как бы сливаются воедино. Вместо человека, обремененного жизненными тяготами, остается лишь наивная любовь.