В Сергиево-Посадском музее-заповеднике открылась выставка работ советских художников
"Без границ и переводов" – в Сергиево-Посадском музее-заповеднике – к 100-летию образования СССР – открылась выставка работ советских художников. В их искусстве каноны соцреализма соседствовали с национальными особенностями. Юлия Струкова осмотрела экспозицию.
Октябрята и пионеры, написанные в 50-х и в 80-х. Тема летних лагерей и туристических слётов – в работах Марии Ломакиной. Рядом – литографии с Лениным и карандашный портрет Дзержинского. Он выполнен в 40-х киевским художником Сергеем Бондарем. "Он много делал исторических портретов, портретов деятелей русской культуры, полководцев и политических деятелей. Это один из немногих художников, которому было разрешено рисовать Сталина на смертном одре", – рассказала заведующая отделом изобразительного искусства Сергиево-Посадского музея-заповедника Ирина Жданова.
Напротив такого качественного соцреализма, почти иконописные работы загорского художника Ивана Сандырева – о лете, хлебе, семье, – 70-х – 80-х годов, когда многие воспевают глобальные стройки. Вот "БАМ – 11-я пятилетка" грузинского художника Амирана Паркосадзе, а это "Строители Каракумского канала" туркменского автора Овганова. В основном здесь – работы из собрания Союза художников СССР. Многие показывали на всесоюзных выставках, куда попадали произведения мастеров, уже признанных в республиках. "Известный и в Азербайджане, и в Советском Союзе вообще – Тагрул Нариманбеков, который сохранял национальные традиции в своих работах, который строил свои композиции на вспышках ритмических, цветовых", – добавила Ирина Жданова.
Военно-патриотическая тематика – азербайджанский художник Закир Ахмедов обратился к трагедии в Хатыни, его коллега из Туркмении Владимир Артыков зафиксировал вывод войск из Афганистана. Жизнь страны – и в предметах декоративно-прикладного искусства. К юбилеям и праздникам создавали творения небывалые – на фабрике Богородской игрушки воплотили мечту об изобилии, и это в конце сороковых. В 67-м вологодские кружевницы сплели внушительное панно "Дружба народов", а дагестанские ювелиры создали ажурное серебряное блюдо.
"Пиалы, чайники в восточной стилистике выполнялись в Ярославской области в поселке Песочное. Они делались специально для Средней Азии. Московские фабрики, заводы Центральной России создавали специальный ассортимент", – рассказала заведующая сектором декоративно-прикладного искусства Сергиево-Посадского музея-заповедника Наталья Толстухина.
К всемирной выставке "Экспо-67", она проводилась в Монреале, готовили вот такой сюрприз. 30 кукол – представители 15 республик в национальных костюмах. Проект московской художницы Лидии Токаревой, который осуществляли на Загорской фабрике игрушек. Это – копия той коллекции.
Светлана Николаева, заместитель генерального директора Сергиево-Посадского музея-заповедника по научной работе: "Те традиции, то лучшее, что формировалось в течение многих лет – взаимопомощь, взаимопонимание, уметь общаться друг с другом, наверное, ради этого мы создаем нашу выставку".
Пестрая, неоднозначная и ностальгическая экспозиция получилась – такая же, как страна Советский Союз и ее почти семидесятилетняя история.