Новое экспериментальное пространство Музея AZ открылось в Москве
Музей Анатолия Зверева открывает новую площадку для экспериментальных выставок. Первый проект получил название "Прогулки мечтателя" и объединил работы двух художников – картины Федора Семенова-Амурского в рамах Игоря Шелковского. Подробности у Юлии Струковой.
AZ ART – это бывшие палаты XVII века на Маросейке. Первая экспозиция приурочена к 85-летию скульптора и художника Игоря Шелковского. Авангардист и концептуалист, в 70-х он эмигрировал во Францию. Известен как издатель журнала "А – Я" о неофициальном искусстве, философии и литературе.
"Почему мы в юбилей Шелковского открываем выставку Семёнова-Амурского? Сразу скажу, что Семёнов-Амурский – это художник очень дорогой, любимый Игорем Сергеевичем. Его друг и учитель, с которым он познакомился в конце 50-х годов. С тех пор они дружили много лет, фактически до самого отъезда Игоря Сергеевича во Францию", – пояснила генеральный директор Музея AZ Наталия Опалева.
Но и там Шелковский чувствовал ответственность за наследие художника. Когда около 20-ти работ Семёнова-Амурского привезли во Францию он провёл две выставки. Картины поместил в рамы, сделанные собственноручно. Те самые картины – в нынешней экспозиции. Глядя на них, как будто рассматриваешь два произведения. Полотно – отдельно, раму – отдельно. Здесь же – скульптуры Игоря Шелковского из коллекции AZ. "Есть такая история, когда Костаки пришёл к Шелковскому в мастерскую и сказал: "Вот эту я куплю скульптуру, а эти две ты мне отдашь". Вот ту, которую он купил, висит на нашей стене. Мы ищем остальные две", – поделилась координатор выставочных и издательских проектов, главный хранитель Музея AZ Наталья Волкова.
Фёдор Семёнов-Амурский, рожденный в 1902 году в Благовещенске, был намного старше Шелковского. Но наиболее активный период его творчества пришёлся на 60-е – 70-е годы. Выпускник ВХУТЕМАСа – ученик Фаворского, Львова, Нивинского. Он прошёл школу академической живописи и авангарда, но так и не примкнул ни к новейшим течениям, ни к соцреализму.
"По тем немногим произведениям, сохранившимся, мы можем судить, что он не так сильно изменился – с 30-х до 70-х. Я говорю по немногим произведениям. Почему? Потому, что практически все ранние свои работы Семёнов-Амурский уничтожил. И вот здесь первая загадка, почему он так поступил", – отметил искусствовед Александр Балашов.
Матисс, Сезанн, Боннар – европейский модернизм был главным увлечением Фёдора Семёнова-Амурского. Работы, на которых будто бы утраченная счастливая реальность. "Прогулки мечтателя" – первая выставка AZ ARTа. Дальше здесь планируют временные экспозиции и показы новых приобретений. Наталия Опалева в последние годы азартно покупает произведения наших современников.