Пушкинский музей представляет новый проект "Шлиман. Троя рядом"
Музей изобразительных искусств имени Пушкина представляет вторую часть проекта "Шлиман. Троя рядом". Первую выставку показали год назад – к 200-летию со дня рождения археолога, который нашёл легендарный античный город. Новая экспозиция включает редкие вещи из запасников музея. Подробности у Анны Аппалоновой.
Имя Генриха Шлимана звучит в Пушкинском музее на протяжении нескольких лет. Немецкий предприниматель, проживший долгое время в России, бросивший здесь семью и уехавший ради своей детской мечты на поиски Трои, в конечном итоге её нашёл. Он нашёл 19 кладов, самый известный назвал в честь последнего царя Трои – Приама. Часть этого клада в 1945-м из Берлина перевезли в Россию, а вот как клад с троянской земли попал в Берлин – история отдельная.
"У него был договор с правительством Турции, что половину он должен отдавать туда, но он решил не отдавать, потому что решил, что разграбят. Контрабандой вывез. Потом был суд, который присудил ему заплатить 10 тыс. франков штрафа. Он заплатил в три раза больше и стал законным приобретателем", – рассказал куратор выставки Владимир Толстиков.
В подготовке к этой выставке принимали участие не только специалисты по античному миру, но и участники молодёжного направления Пушкинского. Пытаясь понять время, в котором жил Шлиман – середина и конец XIX века, они вычислили, что тогда уже был изобретён велосипед и водолазный костюм. А ещё они изучали предметы, которые могут пролить свет как на секреты Шлимана, так и на тайны Трои, например, через этот шлем.
"Он цельный, литой. И в этом же заключается его главный минус. Потому что края довольно острые и можно предположить, что при постоянном ношении он очень сильно врезался в ключицы. Поэтому в скором времени он был модифицирован и гораздо позже стал ассоциироваться уже с богиней Афиной Палладой, которую часто изображали на монетах как раз в этом самом шлеме", – пояснил участник программы "Пушкинский. Youth" Ярослав Крупник.
На кружке, которая дошла к нам с первого века до нашей эры, изображен суд Париса, после которого он получит в жёны Елену Прекрасную. Из-за их любви и пала Троя. А это уже XIX век – капсульный пистолет и калифорнийское золото. Шлиман путешествовал в Америку как раз во время золотой лихорадки, основал банк для операций с золотом. Эти жетоны не из его банка, но они – свидетели времени. На обоих жетонах написано "Калифорнийское золото", но один из них – фальшивый. Эта выставка делает реальностью мифы о Трое, а исторические свидетельства преподносит, как если бы мы столкнулись с легендой.
"Музей обычно работает с мифами, исследует их и создаёт даже в какой-то степени. И работает на их расширение и усложнение. Нам не нужно показать правду такой, чтобы миф исчез. Наоборот, нам нужно миф создать, по-своему. Это сложная музейная задача", – отметила директор Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Марина Лошак.
В пространстве, названном кабинет Директора, – книги, которые Шлиман прислал лично Ивану Цветаеву – основателю Музея изящных искусств. В книге "Илион" – древнее поэтическое название Трои, Генрих Шлиман описывает все свои находки. А между строк создает миф о себе, который сейчас разгадываем мы.