Как создавался спектакль "Живые и мертвые"?
"Живые и мертвые". О последних днях обороны Сталинграда – новый спектакль по роману Константина Симонова. Премьера – часть программы Зимнего фестиваля искусств Юрия Башмета. О том, как создавалась музыкально-драматическая постановка, – Ирина Разумовская.
Для Юрия Башмета и его оркестра спектакль-концерт – жанр уже привычный. Но Полина Агуреева, поставившая "Живых и Мёртвых", пошла с ними дальше. Она не просто одела их в военную форму, сделала полноценными участниками театрального действия.
Ещё до начала работы с композитором Валерием Вороновым Агуреева знала, где должен будет вступать оркестр, а где – звучать лишь текст Константина Симонова, где мелодия подхватит настроение книги, а где – вступит в контрапункт. Здесь идёт речь не о музыкальном сопровождении, а о полноценном диалоге слова и музыки.
"Мне кажется, что это искренняя и откровенная очень история. Это вторая книга Симонова, которая всем нужна, такая история, всем. И в сегодняшнее наше время, конечно, нужна", – заметил дирижёр, народный артист СССР Юрий Башмет.
На сцене условное пространство – старый, заброшенный ДК. В его зале существует, мечется, страдает, принимает решения и вереницу людей – главный герой. Он генерал-полковник Серпилин.
"Я человек условного театра. Я сразу поняла, что не буду делать окопов и землянок, потому что единственная задача этого театра, как и любого, чтобы тебе поверили, и я сужу по себе, я уже не смогу поверить спектаклю про войну, где будут изображать окопы и землянки, просто это невозможно для меня как для зрителя", – отметила режиссёр-постановщик, заслуженная артистка России Полина Агуреева.
В этой инсценировке Полина Агуреева сделала акцент на монологах. Центральный из них – Серпилина. Голос одинокого человека на войне с огромным грузом ответственности, чувством вины, совестью и понятием нравственного долга.
"Тот вопрос, который интересует самого персонажа, по тому, как его писал Симонов. Он связан с внутренней дилеммой, проблемой выполнения долга, приказа, решением в какой-то военной операции или действия, с тем, сколько народу может погибнуть", – заметил актер Илья Шакунов.
В финале спектакля живой оркестр сменит запись граммофонной шуршащей и заедающей пластинки, напоминая зрителям, что обращаться к памяти и словам этих ушедших во время войны героев – всё, что осталось и всё, что нужно, причем ещё и ещё.
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.