В Центре визуальной культуры открылась выставка "Живописная фотография"
Не то уголь, не то акварель, прерафаэлиты или импрессионисты. В Центре визуальной культуры открылась выставка "Живописная фотография", которая объединила работы 27 авторов-пикториалистов. Репортаж – Юлии Кундрюковой.
Здесь не просто авторские снимки, каждый из них напечатан в единственном экземпляре самими фотографами. В конце XIX века этот относительно молодой вид творчества воспринимали скорее как способ фиксации действительности. Но многие фотографы этого периода увидели связь с живописью. В это время художники развивали импрессионизм и символизм, и в этом же направлении стали двигаться фотографы. Как, например, Борис Елисеев, который сделал этот снимок Николаевского моста в 1912 году.
"Нужно было очень точно и очень аккуратно пропечатать вот эти вот столбы, и вот эту вот всю передать атмосферу того, ну я бы сказал, тумана Петербурга в этот период времени. То, чего, собственно, добивался уже своими другими техническими средствами, как живописью, тот же Клод Моне", – заявил арт-директор Центра визуальной культуры "Béton" Алексей Логинов.
В духе импрессионизма, с налетом мистицизма снимок Анатолия Трапани – слегка размытый, как будто нарисованный. Пиотровский и вовсе решил повторить "Алёнушку" Васнецова. Фотограф Алексей Мазурин сделал серию зимних пейзажей с санями, он выставлялся в Европе и по большому счету серия была ответом на интерес западной публики к русской зиме. На снимках – строгое следование классическим канонам композиции в живописи.
"Вот если здесь посмотреть, это всё – стандартная классическая композиция, когда у нас одна из основных линий – это практически находится на линии золотого сечения, а если мы с вами возьмем и проведем еще одну линию золотого сечения, то на пересечении этих линий золотого сечения у нас с вами появится один из главных объектов, это в данном случае повозка", – заявил Алексей Логинов.
Построение композиции, света, длительная съемка – это еще не всё творчество. Фотографы занимались ретушью снимка во время печати. Пробовали разные способы. Вот этот – вообще не отличить от графики, а это – масляный отпечаток. Фотограф Александр Гринберг вручную маслом затемнял темные участки и осветлял светлые. Портреты, пейзажи, снимки в жанре "ню". Особенно интересно среди импрессионистов от фото встретить снимки Александра Родченко. Вот этот пейзаж Карелии он сделал в 30-е, как и серию снимков на тему цирка. И всё же пикториализм был шагом назад в развитии фотографии, как будто возвращением к живописи. Со временем авторы стали больше концентрироваться на технических возможностях пленки и фотоаппарата, поэтому к сороковым годам XX века это направление развиваться перестало.
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.