В Амстердаме открыли самую большую в истории выставку работ Яна Вермеера
Всё, что вы хотели знать о Яне Вермеере. Амстердамский Рейксмюсеум открыл самую большую в истории выставку легендарного голландского мастера. Для музея это первый монографический показ Вермеера, да ещё и в таком количестве. Подробности – у Анны Аппалоновой.
Об этой выставке начали говорить задолго до ее открытия, потому что за всю историю музейной жизни еще ни разу не собирали вместе, в одном пространстве такое количество работ Яна Вермеера – 28. Учитывая то, что всего до нас дошло всего 37 его картин. Здесь показывают не только всем известную "Девушку с жемчужной сережкой", но и его ранние религиозные работы, и два городских пейзажа, на которых изображен родной город художника Делфт. Про один из этих видов Марсель Пруст как-то сказал, что "видел самую прекрасную картину в мире". И на это есть свои причины.
"Думаю, для Вермеера свет — это цвет, и цвет светлый. Мы видим, как он расставляет акценты,и это делает его действительно исключительным. Сейчас мы подошли к Вермееру ближе, чем когда-либо. И не только благодаря всем этим картинам, которые здесь находятся, но и исследованиям, проведенным за последние несколько лет. Сейчас мы лучше понимаем его жизнь, его семью, людей, с которыми он общался", – отметил глава отдела живописи и скульптуры Национального музея Нидерландов Питер Рулофс.
О Вермеере мало, что известно. Ни как он выглядел, ни как работал. Он не оставил после себя ни писем, ни дневников. Есть версия, что он пользовался камерой обскура, но это неточно. Возможно, у него было 15 детей. Кто-то говорит – 11. Из того, что известно: художник пользовался очень дорогими пигментами и очень медленно работал. Также известно, что этот атласный желтый жакет, который часто встречается на его картинах, принадлежал жене, как и некоторые драгоценности. А вот действительно ли сережка у девушки жемчужная, специалисты спорят до сих пор, ведь жемчуга такого размера не бывает. Все эти неточности и пробелы позволяют фантазировать о жизни художника, писать о нем псевдобиографические книги. Одна из них – как раз "Девушка с жемчужной сережкой". И автор ее выставку не пропустила.
"То, что на этой выставке 28 картин – идеально, потому что у вас есть время, чтобы по-настоящему вникнуть в каждую из них. Я думаю, таков принцип самого Вермеера. Многие картины он создавал так, чтобы можно было сосредоточиться лишь на одном углу комнаты. Все остальное просто исчезает", – заметила писательница Трейси Шевалье.
Чтобы эта выставка состоялась, объединились 7 стран и 14 музеев. Одно из последних исследований показало, что Вермеер подправил фон на картине "Молочница" – закрасил подставку для кувшина. Видимо, для того, что все внимание было сосредоточено именно на женщине. Эта картина знаменита также своим обескураживающим цветом, его синий неповторим. Надо понимать, что этот синий Вермеер создал в XVII веке.
"Вермеер создает идеальный мир. У него все на своих местах. В его сценах чувствуется совершенное счастье, спокойствие, близость и умиротворение. Его загадка в том, что он очень прост и в то же время совершенен", – рассказал генеральный директор Национального музея Нидерландов Тако Диббитс.
Эта выставка уже стала самой востребованной в Рейксмюсеуме. Продано около 200 000 билетов. И чтобы как можно больше желающих увидели эти шедевры, музей продлил часы работы.
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.