17 марта 2023, 18:42 17 марта 2023, 19:42 17 марта 2023, 20:42 17 марта 2023, 21:42 17 марта 2023, 22:42 17 марта 2023, 23:42 18 марта 2023, 00:42 18 марта 2023, 01:42 18 марта 2023, 02:42 18 марта 2023, 03:42 18 марта 2023, 04:42

"Петров-Водкин. Ломакина" – выставка в Музее Москвы

  • Картинка
  • "Петров-Водкин. Ломакина" – выставка в Музее Москвы
  • Картинка
    "Петров-Водкин. Ломакина" – выставка в Музее Москвы
  • "Петров-Водкин. Ломакина" – выставка в Музее Москвы
В экспозиции представлено 150 произведений из почти трех десятков музеев.

Российская галерея искусств из Севастополя организовала в Музее Москвы большую выставку. Она посвящена творчеству Кузьмы Петрова-Водкина и его ученицы Марии Ломакиной. О педагогическом таланте художника – Алия Шарифуллина.

Среди школ, сложившихся в довоенном Ленинграде, с ходу вспоминаются три: Малевича, Филонова и Матюшина. Между тем самой крупной и влиятельной в то время была совсем иная – школа Петрова-Водкина. Художник преподавал больше 20 лет – дольше, чем кто-либо другой. Сначала в петербургской художественной школе Елизаветы Званцевой – обучал рафинированных барышень, затем стал профессором Академии художеств, куда принимались молодые ребята без экзаменов. Главную свою задачу Петров-Водкин видел в том, чтобы "научить учиться".

"Это были ребята из крестьянских семей, у которых порой не было никакого образования. Они были ему в какой-то степени близки и понятны, поскольку сам Кузьма Сергеевич получил только четыре класса образования, все остальное он уже добирал сам", – рассказала куратор выставки Татьяна Нечаева.

Изобразить "улицу бегущего", "комнату лежащего", "пейзаж падающего", написать модель всего одним цветом... У Петрова-Водкина был нестандартный подход. И хотя вокруг школы художника было немало жестоких споров: мол, его манера слишком дидактична, и что работы учеников на одно лицо – все воспитанники Петрова-Водкина, безусловно, нашли свой путь. Как, например, Мария Ломакина, художница "тихого искусства". В его мастерскую она поступила в 1923 году. К этому времени она уже успела окончить историко-философский факультет. Работы Ломакиной, как и у учителя, наполнены космологическим символизмом, но в них много лирики, мягкости и тепла.

"Здесь как раз интересно посмотреть на сопоставление двух взглядов: мужского, аналитического, и женского, пластического, романтичного. Взгляда из столицы, из Петрограда, и взгляда из крымской провинции", – отметил директор Российской государственной художественной галереи (Российской галереи искусств) в Севастополе Виталий Зотов.

Например, взгляд на жизнь и природу Крыма. Мария Ломакина родилась под Ялтой. Уникальность и самобытность края неоднократно выражала в своих работах. Говорила, что пейзажи Крыма нужно брать широко, а не в деталях, тогда будет характер не "конфетной коробки", а подлинный. Иной взгляд на полуостров у Петрова-Водкина. В своих экспериментах со сферическим горизонтом Петров-Водкин ставил задачу вызвать у зрителя пространственное потрясение, ощущение визуального землетрясения.

В 1927 году сама природа предоставила художнику возможность опрокинуть горизонт. Вместе с семьей он отдыхал в Коктебеле у Макса Волошина, когда случилось землетрясение. Стихию художник попытался осмыслить на этом полотне. На переднем плане мы видим фигуры людей, старающихся сохранить равновесие. Художнику удалось передать ощущения этих персонажей так правдоподобно, что зритель, стоя на ровном полу музейного зала, начинает чувствовать неустойчивость – земля уходит из-под ног.

Ощутить тектонические сдвиги или погрузиться в лирический пейзаж помогут 150 произведений из почти трех десятков музеев.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация