Выставка "Александр Лабас. Неизвестные портреты" – в Мастерской Петра Фоменко
Об Александре Лабасе критики говорили: "У него глаз чуток к необычному" – что проявлялось в его постфутуристических полотнах, в сценографии и портретах. Эта менее известная грань его творчества представлена на выставке в Мастерской Фоменко. Подробности у Алии Шарифуллиной.
Александр Лабас – ровесник ХХ века – известен широкому зрителю как мастер передачи на холсте движения и скорости, своего бурного, буйного времени. Чуть более узкий круг знает его как художника-фантаста, увлеченного просторами космоса и внеземной жизни. И лишь немногие знакомы с его портретами. Энергия столетия будто сжимается в этой галерее лиц – только лирика, тонкость, деликатность.
"Замечательный портрет Гильды Ангаровой. Видно, как в портрете Александр Аркадьевич ее изображает в движении. Динамика, инициатива видны в ней. То есть он пишет ее образ, отражая ее характер. Потому что, например, рядом мы видим портрет Нины Ангаровой, дочери Гильды. Нина была более мягким, теплым, женственным человеком, и он пишет ее совсем по-другому", – рассказала внучка Александра Лабаса, куратор выставки Алиса Лабас.
"…в первый момент можно было сказать: некрасивый, странный, с выпяченной губой и поднятыми бровями. Но в следующий момент приковывали внимание глубокие, всевидящие глаза...", – это Александр Лабас о Соломоне Михоэлсе. Художник, помимо живописных, рисовал и очень емкие словесные портреты. Лабас когда-то мечтал стать биологом, увлекался физикой. Вдумчивый философ, он стремился разгадать внутреннюю сущность всех вещей, видеть и чувствовать натуру. Это отразилось и в его портретах. Актеры и переводчики, режиссеры и музыканты, киноведы и почтальоны, физики и лирики – свидетели времени сложного, неоднозначного, разнообразного.
"Александр Лабас не создает типажей. Он создает тот свой, очень узкий, очень личный круг, тех кто его окружал, кто был рядом. Поэтому портретный жанр в его творчестве малоизучен. Важно отметить, что он не писал на заказ, то есть это были его личные отношения", – пояснила куратор выставки Наиля Рустаева.
В экспозиции 80 портретов, и расположились они в фойе Мастерской Петра Фоменко. Свои творческие эксперименты в середине 20-х годов Лабас начинал именно как театральный художник. Оформил около десяти спектаклей. "90 процентов работ здесь я не знал. И они очень камерные. А поскольку театр изучает человека, то мне кажется, что здесь какие-то под микроскопом прекрасные человеческие портреты. И хочется узнать биографию каждого", – поделился художественный руководитель Театра "Мастерская Петра Фоменко" Евгений Каменькович.
Завершает экспозицию картина вне жанра – "Москва. Летний вечер". Время бежит, машины мчатся, и люди все куда-то спешат... Герои его портретов в портрете города и эпохи.