Фантастические твари и вселенная "Чужих" – на выставке в Музее кино
"На пыльных тропинках далеких планет..." – в Музее кино открылась выставка, посвященная жанру научной фантастики в мировом кинематографе. В центре экспозиции – эскизы калининградского художника Алексея Кожанова к блокбастеру Ридли Скотта "Прометей". О смертельном симбиозе человека и Чужого – Станислав Анисимов.
"Неважно, какую фантастику я снимаю, для меня это реальность", – говорит Ридли Скотт. Над фильмом "Прометей" он пригласил работать калининградского художника Алексея Кожанова, развивающего идеи Ханса Руди Гигера, автора кинематографической вселенной "Чужих". " Когда я увидел "Некрономикон" Гигера, я понял, что нашел своего Чужого. Представьте себе, в книге! Нам осталось придумать его жизненный цикл", – рассказал режиссер Ридли Скотт.
"Лицехват" – ранняя стадия развития, по сути эмбрион Чужого. Его задача обездвижить жертву и внедрить в ее тело личинку. В реальности так ведут себя некоторые насекомые, не раз Ксеноморфов сравнивали именно с этим классом беспозвоночных членистоногих животных. Яркий пример – осы-наездники. Вместо жала у них яйцеклад, который самки используют, чтобы проникнуть в тело жертвы и отложить яйца в ее ткани. "Они не убивают личинку в течение практически всей ее жизни, смерть происходит в самом конце перед окукливанием", – пояснил энтомолог, старший научный сотрудник Государственного Дарвиновского музея Тимофей Левченко.
Первоисточником образа "грудолома", созревшего эмбриона Чужого был триптих английского художника-экспрессиониста Фрэнсиса Бэкона "Три этюда для распятия". "Бэкон выворачивает, как правило, фигуры, и они у него интерпретированы так, как будто бы увиденные и изнутри, и снаружи. И вот это страшно", – отметил кандидат искусствоведения, куратор Государственно Третьяковской галереи Кирилл Светляков.
Страшной представляется и аналогия "паразит-хозяин", встречающаяся в жизни. Попадая в организм носителя, он использует его как инкубатор, как источник питательных веществ и генетической информации. "Паразитизм – это один из видов симбиоза. Конечная цель паразита – это выплод потомства", – говорит старший научный сотрудник Института паразитологии РАН Александр Москвин.
У Чужих, как и у общественных насекомых, есть королева, которая откладывает яйца. Взрослая особь 2-3 метра ростом, ее организм состоит как из органических, так и неорганических соединений. По сути, она защищена внешним экзоскелетом, чтобы справиться с ней, Эллен Рипли должна была значительно увеличить свою силу. Героиня Сигурни Уивер использует робота-погрузчика, он работает на водородном топливе. А это механический, или пассивный, экзоскелет. Он нужен, прежде всего для того, чтобы разгрузить позвоночник человека. Конечно, в этом костюмчике победить монстра просто невозможно. Но вот поднять тяжелый ящик можно запросто.
Для того, чтобы управлять более мощными, активными экзоскелетами, с дополнительными источниками энергии, требуется особая форма взаимодействия человека и машины. "Должны быть нейроинтерфейсы, которые позволяют ощущать намерения человека: можно силой мысли, например, двигаться к намеченной цели", – утверждает заведующий кафедрой робототехники, мехатроники, динамики и прочности машин НИУ "МЭИ" Игорь Меркурьев.
А цель художника Алексея Кожанова – создание нового мира, не похожего на наш. Не лишним будет вспомнить, что именно из "Прометея" мы узнаем о том, что Чужие были искусственно выведены в качестве биологического оружия, которое впоследствии вышло из-под контроля.