Денис Азаров поставил в "Новой Опере" два раритета – "Иоланту" и "Карлика"
Слепота и прозрение – Денис Азаров выпустил в "Новой Опере" постановку, которая объединила "Иоланту" Чайковского и "Карлика" Цемлинского. О сложном сценическом "дуэте" позднеромантических опер – Лидия Алёшина.
Два раритетных сочинения – в один вечер. Последняя опера Чайковского "Иоланта" и созданная тридцатью годами позднее опера Цемлинского "Карлик". Их объединили визуально, драматургически и музыкально, превратив в единое полотно – целостное произведение. "Эти две истории крайне человеческие. В первой истории, в которой прекрасный финал с белой розой, девочке врали 18 лет. Во второй истории человеку врали всю жизнь", – отметил режиссер Денис Азаров.
Незрячая Иоланта, не знающая о том, что мир наполнен светом и красками, и Карлик, не подозревающий о том, как он выглядит в жизни. Слепота и прозрение. В этом спектакле нет места сказочности и романтизму. Современные интерьеры: вместо старинного замка – дорогая частная клиника, вместо роскошных нарядов халаты врачей. "Она прозрела, и не всё так, как она представляла себе", – говорит солистка Московского театра "Новая Опера" Марина Нерабеева.
Это драма, где пространство условно. На сцене минимум декораций. Но визуальный ряд – важная составляющая, действие разворачивается в двух реальностях. Мир, где долгое время живет Карлик, населен вот такими куклами, словно сошедшими со знаменитого полотна Диего Веласкеса "Менины". "Развитие человека незнающего, живущего в каком-то мире, вдруг погружающегося в абсолютную реальность. Это, наверное, очень страшно всегда бывает, когда меняется все, причем меняется сразу, мгновенно", – поделился солист Московского театра "Новая Опера", заслуженный артист России Михаил Губский.
Жестокая реальность, разрушенные иллюзии, смерть... Что несут героям знание и прозрение? В этом спектакле больше вопросов, чем ответов.