Выставка "Модерн в русской иконе" открылась в Музее им. Андрея Рублева
"Модерн в русской иконе" – новая выставка в Музее имени Андрея Рублева. Экспозиция рассказывает о том, как связаны русская религиозная живопись и стиль последних столетий. Кто из иконописцев использовал новаторские приемы в своем творчестве – узнала Юлия Струкова.
Большинство экспонатов этой выставки – из частных коллекций. Их встреча в одном месте – редчайшее явление. Так же, как понятие "модерн в русском церковном искусстве".
"Предметов было достаточно много. Но в советском искусствознании в советские времена стиль модерн считался вычурным стилем, не считался искусством вообще, его уничтожали", – рассказала заведующая научно-исследовательским отделом Музея им. Андрея Рублева, куратор выставки Светлана Гнутова.
Модерн вобрал в себя целый ряд предыдущих направлений: элементы древнеегипетского, реалистического, дальневосточного, раннехристианского и византийского искусства. Но просуществовал всего два десятилетия – с конца XIX века – до революции.
"Явление было чрезвычайно ярким, захватило чрезвычайно широкие круги общества. При этом было достаточно элитарным. Это аристократия, знать, купечество", – говорит директор Музея им. Андрея Рублева Михаил Миндлин.
Росписи Владимирского собора в Киеве дали мощный толчок развитию модерна в России. Работы Нестерова и Васнецова стали хрестоматийными и были широко растиражированы.
"Произведения печатной графики разошлись по многим иконописным мастерским. И ведущие искусствоведы начала XX века рекомендовали именно эти работы Нестерова и Васнецова для копирования и в качестве обучения русских иконописцев", – рассказала заведующая отделом экспертизы и искусствоведческих заключений Музея им. Андрея Рублева, куратор выставки Жанна Белик.
"Предметы личного благочестия" – это иконы не из церквей, а от частных владельцев. Их делали на заказ и передавали следующему поколению. Люди с хорошим вкусом часто обращались в фирмы Оловянишниковых и Овчинниковых. Их художник Сергей Вашков – был одним из идеологов модерна. По его эскизам делали оклады серебряные с полудрагоценными камнями, киоты с басменным тиснением. Рядом – образ Богоматери с гладким венцом и жемчужным очельем и сложная техника – эмаль по скани.
"Эмаль имеет два цвета – синий и зеленый, которая отсылает нас к произведениям прикладного искусства рубежа XVI – XVII веков, к Русскому Северу. То есть люди, которые это делали, прекрасно знали традиции русского ювелирного искусства", – подчеркнула.заведующая научно-исследовательским отделом Музея им. Андрея Рублева, куратор выставки Светлана Гнутова.
Для художников модерна, как и для древнерусских мастеров, было неважно, какие материалы использовать – драгоценные или обычные. Особое внимание – к линии, цвету, орнаменту. Нужна была гармония. К которой продолжал стремиться Михаил Нестеров, даже тогда, когда, по мнению искусствоведов, модерн закончился. Вплоть до начала 30-х годов прошлого века художник продолжал разрабатывать тему, связанную с житием преподобного Сергия Радонежского.