Эрмитаж представил выставку "Русский стиль"
«Русский стиль» в искусстве от Николая I до Николая II. Выставка в Эрмитаже рассказывает о том, как осваивали национальное наследие художники и мастера декоративно-прикладных направлений. О русификации русской культуры – Екатерина Грициенко.
Образы из прошлого вдохновляют во все времена. Волоокая и чернобровая "Русская красавица в сарафане" – копия с картины Константина Маковского в надглазурной росписи. Рамка в виде избы обрамляет милый рисунок мальчика-боярина – знаменитой Елизаветы Бём, а билибинские иллюстрации к сказкам, так подробно передающие уклад жизни Древней Руси, украшают фарфоровые тарелки.
"Несколько таких картинок закупил завод Корнилова и делал их, как аппликации, на фарфоровой основе. Такие тарелки пользовались тоже большим спросом. Мало того, их поставляли за границу, где они успешно продавались", – рассказывает куратор выставки Наталья Гусева.
Псевдорусский, национально-романтический или неорусский стиль – эта философская идея получила развитие при Николае I. После восстания декабристов государь хотел возродить патриотизм в своих подданных. В торжественные дни замужним дамам полагалось носить кокошник с вуалью, а девицам – повязку. Современники замечали, национальный головной убор был очень к лицу красавицам, но безнадежно вредил некрасивым женщинам.
"Обязательно должны быть лиф и юбка, похожие на сарафаны, стилизованные сарафаны. Естественно, мы видим, что по моде времени они немножко носят и европейские черты, но вот эти распашные рукава тоже напоминают нам издали о XVII столетии", – делится Наталья Гусева.
В числе самых громких старорусских модных показов – костюмированный бал в Зимнем дворце в 1903 году. Гостям надлежало явиться в одеждах эпохи Алексея Михайловича. Аристократы обращались в лучшие модные дома, эскизы костюмов рисовали известные художники. Одним из самых ярких был наряд Дмитрия Голицына: шапка с меховой опушкой, бархатный кафтан, на спине и груди двуглавые орлы. На балу князь изображал начальника царской охоты – сокольничего.
Русский стиль отражался и во взрослых забавах, и в детских играх: деревянные фигурки складывались в целые архитектурные ансамбли, а набор бирюлек составляли копии предметов крестьянского быта. Кстати, несмотря на расхожее выражение, "играть в бирюльки" очень сложно – нужен отличный глазомер и твердость руки.
"Делались большие кучки из маленьких игрушек, мы видим специальные такие крючочки. Из этой кучки надо было поддевать нужный предмет так, чтобы все остальное не рассыпалось", – рассказывает Наталья Гусева.
От бирюлек до предметов мебели. "Дуга, топоры и рукавицы" – кресло, выполненное Василием Шутовым в 1870-м году. Эта русофильская модель была популярна и в ХХ веке. Более изящный, но не менее трогательный предмет – фигура птицы-тройки. В эпоху историзма – один из любимых сюжетов для настольных украшений.
"Каждый предмет можно бесконечно рассматривать, восхищаться, находить для себя что-то интересное, будь то та символика, которая там изображена, орнамент, формы. И как говорили старые сотрудники Эрмитажа, это будет пир души!" – отмечает заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа по научной работе Георгий Вилинбахов.
"Здесь русский дух" – невольно вспомнишь эту фразу, глядя на чернильный прибор "Руслан и волшебная голова". В конце XIX века темы из сказок Пушкина вдохновляли мастеров прикладного искусства. Так прошлое шаг за шагом переходит в каждый новый век.