Выставка "В садах городецких" открылась в Сергиевом Посаде
Выставка "В садах городецких" открылась в Сергиевом Посаде. Сотни экспонатов знакомят с традиционными художественными промыслами поволжского Городца – резьбой и росписью по дереву, вышивкой, глиняной игрушкой. Юлия Струкова – подробнее.
Благоухающие цветы, нарядные дамы с кавалерами, животные невиданной красы... Предметы городецкого промысла можно изучать в ретроспективе. От ранних образцов до современности.
"Образ сада, образ цветущего древа и даже просто образ цветка, такого пышного, напоминающего розу, – это, конечно же, образ и мечты, и счастья, и радости, образ райского сада в том числе. Поэтому та самая мечта о радости и счастье, она вечная", – считает заместитель генерального директора по науке Сергиево-Посадского музея-заповедника Светлана Николаева.
Городецкая роспись связана со всей культурой Нижегородского Заволжья. За Городцом – глухие костромские и вятские леса. Здесь прибежище староверов. Здесь сохранились промыслы домовой резьбы, пряничного дела, золотошвейной вышивки и изготовления прялочных донец, которые и положили начало знаменитой росписи. "Донца – это днище, дно, куда вставлялся гребень – и прялка работала. Прялку всегда украшали – предмет особый. Это и свадебный подарок, и во многих обрядах она участвовала. Но везде украшали ту часть, которая видна. А вот на этой части сидели, а они ее украшали", – пояснила заведующая сектором декоративно-прикладного искусства Сергиево-Посадского музея-заповедника Наталья Толстухина.
В конце XIX века городецкая роспись достигает совершенства. Именно тогда появляются всадники и розы. А вот львов на донцах не увидим. Они возникнут позже, в 1930-х. Когда донца, как инструмент, уже никому не нужны. Они превращаются в картины. Нити не прядут – уже много промышленных дешевых ситцев. Роспись теперь на детских стульях из черемухи, в героях игрушек Игнатия Мазина, его называли "русским Пиросмани". В 37-м в Третьяковке грандиозная выставка народного творчества. Городецкие мастера приглашены для оформления залов галереи. Государство помогает промыслу развиваться.
"Формируется новый музей – он назывался Музей новых художественных ремесел. Прекрасное финансирование этого музея было в 30-е годы. И там были свои экспериментальные мастерские, куда приглашали мастеров с мест. С ними работали профессиональные художники", – рассказала Наталья Толстухина.
После войны в Городце – крупное производство. Знаменитые орнаменты – на тарелках, разделочных досках, солонках. Подзабытой сюжетной росписи обучает Аристарх Коновалов. Промысел не исчезает. Во второй половине ХХ века – активное общение музейщиков Загорска с мастерами Городца. Фабрика городецкой росписи существует и по сей день, и на ней стараются объединить разные промыслы – от строчевышивального до иконописного.