В музее-заповеднике "Кижи" открылась выставка "Город золотой"
Выставка "Город золотой" открылась в Преображенской церкви музея-заповедника "Кижи". Это первая экспозиция в главном храме Кижского погоста после реставрации, которая длилась 40 лет. Подробнее Александра Кокорина.
Благополучие кижских храмов и часовен на протяжении многих столетий достигалось старанием местных жителей. Крестьяне жертвовали на строительство и поновление церквей и сами участвовали в работе. Теперь эта миссия возложена на современных жителей Заонежья, сотрудников музея и министерство культуры. Связи времен и преемственности поколений посвящена выставка "Город золотой" – в Церкви Преображения Господня выставлены подлинные предметы убранства, детали резного иконостаса, а также иконы. В том числе выставка посвящена святыням, которым не суждено было вернуться в храм. "У нас утрачено небо, во время Великой Отечественной войны это небо было увезено из церкви Преображения Господня, так же как были увезены две тысячи икон из кижских церквей и часовен. Увезены в Финляндию, увезены оккупантами, которые пришли на нашу землю", – рассказала заместитель директора музея-заповедника "Кижи" Маргарита Кистерная.
Каким было небо, или по-простому потолок церкви, теперь можно увидеть только с помощью VR-технологии. Однако надежда, что небеса вновь займут свое место, есть. Над этим работают мастера музея-заповедника и питерские эксперты из Академии художеств имени Репина. "В настоящее время подготовлены прориси и высказываются отдельные гипотезы, которые позволят нам научно восстановить небо Преображенской церкви", – сообщила Маргарита Кистерная.
Одна из гипотез: верхние ряды иконостаса и небо писали одни и те же художники, судя по снимкам 40-х годов: присутствуют характерные детали в написании отдельных букв и титлах. Помогают и сохранившиеся небеса других заонежских храмов. "Сохранились только черно-белые фотографии и словесное описание цвета. Специалисты академии художеств с помощью сравнения цветов, как на иконостасе, так и сохранившихся небес, попытались выявить какие-то похожие фрагменты", – пояснил хранитель Отдела хранения фондовых коллекций музея-заповедника "Кижи" Евгений Евдокимов.
Следующим этапом, когда цветовые решения утвердит научно-методический совет, мастера смогут попробовать вписать иконы в настоящие размеры клиньев, длиной они почти пять метров.