В парке Монрепо добровольцы отмыли от краски гранитный массив
Волонтеры отмыли от краски древнейшие гранитные скалы в дальней части парка Монрепо. Граффити много лет подряд наносили вандалы. Под угрозой полного уничтожения оказался редкий зеленый покров на валунах. Подробности у Юлии Васильевой.
Волонтеры – участники международного проекта – в прошлом году стояли лагерем в Аннинских укреплениях. Тогда они убрали мусор, отмыли от надписей стены Равелинных ворот, заменили сгнившие доски на пешеходном мосту и узнали о проблемах парка Монрепо, в дикой части которого "неизвестные" изуродовали скалы. "Мы, с одной стороны, силами музея подготавливаем экотропу, строим деревянные лестницы, обустраиваем дорожки, места для отдыха, а с волонтерами занимаемся, так сказать, исправлением антропогенных ошибок", – рассказал директор музея-заповедника "Парк Монрепо" Александр Смирнов.
Возраст скал – около полутора миллиардов лет. Сложены из необычного гранита рапакиви – в переводе с финского "камень-грязь". Наскальная живопись беспокоит руководство парка. Там, где появилось одна надпись, очень скоро будет целая "картинная галерея". К удалению рисунков привлекли 16 "волонтеров наследия" в возрасте от 16 до 75 лет. Все – люди опытные, у каждого по несколько "подопечных" – правда, в области архитектуры, а не геологии. С диким гранитом они работают впервые. "Много сюда не звали, потому что у нас здесь ограниченное пространство и фронт работ с реставрационной химией, взяли самых ответственных – тех, кто уже разбирается в материалах, знает как с ними работать, прошел школу "Волонтеров наследия", – сообщила заместитель председателя Ленинградского областного отделения ВООПИиК Татьяна Черняева.
Весной была первая попытка, специалисты хотели понять, возьмет ли растворитель аэрозольную краску и не повредит ли камню. Пробы оказались удачными, но их делали на маленькой надписи, а тут изображение размером больше двух метров. Потребуется компресс. Волонтеры наносят на рисунок специальный реставрационный растворитель, накрывают пленкой и уходят гулять. Надо минимум полчаса, чтобы химия подействовала.
Есть особое подразделение "Волонтеров наследия" – детское. Маленькие реставраторы трудятся наравне со взрослыми, когда не надо использовать токсичные растворители. "Дети, подрастающее поколение, они уже совершенно по-другому смотрят и на памятники, и на сохранение наследия, и на свой культурный уровень. Они даже видят памятник и говорят: мама, папа, как вот эти детки могут залезать на этот памятник и там фотографироваться? Им это уже непонятно", – поделилась волонтер Надежда Сузима.
Время прошло, можно попробовать смыть рисунок – обычной водой и мягкой щеткой. Вот так выглядит чистый гранит – он не похож на древний. Потребуется довольно много времени, чтобы восстановился уникальный растительный покров массива. Крошечные лишайники, которыми обычно покрыт дикий камень, растут со скоростью два миллиметра в год. Так что в первозданном виде Дальние скалы Монрепо увидят, вероятно, наследники "Волонтеров наследия".