Портрет Николая I кисти Джорджа Доу передали в Институт реставрации
Портрет Николая I кисти Джорджа Доу передали в Научно-исследовательский институт реставрации. Картина несколько месяцев проведет в мастерских – специалисты изучат отдельные элементы и восстановят структуру холста. Репортаж Марии Трофимовой.
За время своего существования эта работа кисти Джорджа Доу сохранилась неплохо, считают реставраторы. Восстанавливали ли полотно ранее – неизвестно, в целом вмешательств не видно. Предстоит большая техническая реставрация всей структуры картины: прорывы, некоторые утраты, изменения самого размера полотна, из-за перетяжки на другой подрамник. Чтобы снять с него холст, необходимо укрепить по всему периметру авторский красочный слой.
"Затем мы продолжим здесь работу с живописным слоем. Конечно, за время существования этого произведения, здесь очень большие наслоения, загрязнения и пожелтевший загрязненный лак. Это все реставраторы будут приводить в экспозиционное состояние", – рассказала руководитель научного направления Государственного научно-исследовательского института реставрации Мария Чуракова.
Это уже пятая реставрация картин английского художника в ГОСНИИР. Изначально была проведена большая исследовательская работа с помощью стереоскопического микроскопа и ультрафиолетового излучения. Джордж Доу – автор более 400 портретов русских аристократов. Он приехал в Россию в 1819 году по приглашению Александра I, чтобы написать галерею полководцев 1812 года для Зимнего дворца. За десять лет жизни в Петербурге он стал первым художником императорского двора – иметь работу его кисти считалось престижным. За некоторые мастер брал около тысячи рублей, по тем временам баснословные деньги. Этот портрет Николая I он создал в 1826 – авторское повторение большой парадной работы, написанной пятью годами ранее.
"Это произведение живописи, которое тиражировалось, поскольку на картине присутствует авторская подпись. Предварительно исследования показали, что характер живописи личного, то есть изображения лица, каких-то важных деталей мундира, исполнены в той же самой манере, в которой работал сам мастер", – отметила младший научный сотрудник отдела изобразительных материалов Государственного исторического музея Наталия Аринич.
Одна из целей этой реставрации – уточнить происхождение портрета. Сотрудники надеются, что удастся более подробно прочитать остаток сургучной печати, которая сохранилась на тыльной стороне. Возможно, по ней смогут установить, для какого учреждения была написана картина. В инвентарную книгу Исторического музея портрет внесли намного позже, чем он поступил туда. Так после революции музейщики пытались сохранить произведения искусства, которые имели отношение к Романовым. Реставрация займет несколько месяцев, в начале сентября картину вернут в Исторический музей.