Три способа добраться до острова Ольхон. Какой самый выгодный и надежный?
"Сегодня я выехал в четыре утра и сразу встал где-то вот здесь. Очередь. Но паром еще неблизко. Хочешь красиво отдыхать, надо рано ложиться спать. Хотя вообще не надо было", — говорит фотограф Евгений Черницкий.
За сон туристы платят многочасовым ожиданием. В разгар сезона оно приходится на июль-август. Из года в год отдыхающие вынуждены ждать паром. Только он может их доставить на один из самых красивых островов — Ольхон.
"Часов пять уже точно."
"А если бы там была возможность сесть на маршрутку, на своей машине поехал бы?"
"Было бы дешевле, поехал бы. Проще на бензин скинуться", — говорит турист Игорь Лебедев.
Вариантов добраться до острова несколько. На личной машине, взять трансфер из города и есть еще один — для авантюристов. Доехать до переправы на своей машине, оставить ее на парковке и уже на острове — автостопом до Хужира. На том берегу туристов караулят десятки "народных буханок" — это местное такси.
"Нынче вообще это распространено. Люди там бросают свои машины именно из-за очередей. А мы на УАЗиках забираем."
"А сколько стоит примерно, чтобы добраться от паромной переправы о Хужира?"
"Легковая машина три тысячи, "буханка" — четыре тысячи", — говорит водитель Андрей Филатов.
В такую сумму обходятся туристам почти 40 километров по острову. Львиная доля в этой стоимости — издержки на ремонт машины. Андрей Филатов говорит- в начале каждого сезона тратит минимум 80 тысяч рублей, чтобы привести УАЗ в порядок. Маршрут не самый легкий — гравийная дорога в прямом смысле убивает ходовку. Достается и рейсовым маршруткам "Иркутск — Хужир".
"Ну, конечно, колеса пробиваем. Пропарываем камнями. Рессоры лопаются. Амортизаторы отрываются. Это как бы у всех. В глину, когда дождик пройдет, дорога сразу раскисает. Маленькие машины стоят, вообще проехать не могут. Ждут, когда их кто-нибудь вытолкает либо пока подсохнет", — говорит водитель Константин Москалев.
Если туристам приходится мириться с такой дорогой и искать способ трансфера только в сезон, то у местных жителей выбора нет. Кроме того, они также пользуются частными перевозками.
"Нет муниципального маршрута как такового. Имею в виду внутрирайонного. Вон фактически, видите, у нас есть табличка "Хужир — Еланцы — Хужир". Должен осуществляться, но нет желающих предпринимателей и перевозчиков. А вот мы, местные жители, страдаем. Нам такой транспорт нужен.У нас все находится в районном центре. Нет банкомата, нет Пенсионного фонда", — говорит глава Хужирского муниципального образования Вера Шарыгина.
В 2017 году президент страны Владимир Путин поручил построить дорогу на Ольхоне. Через пять с лишним лет работы начались. Удалось заасфальтировать 500 метров. Но Госконтракт по ремонту не исполнили и признали незаконным. Подрядчика обязали вернуть 190 миллионов рублей.
Как оказалось, даже у такой дороги есть сложный участок. 12 километров от Хужира до Илги. И только эти 100 метров как бы намекают местным жителям и туристам, что дорога на острове Ольхон все-таки может появиться.