В Собор Василия Блаженного вернули хоругви и древние иконы
Восемь икон и две хоругви вернулись после реставрации в храм Василия Блаженного. Почти год реликвии восстанавливали специалисты Центра имени Грабаря. Почётное место в отдельной витрине заняла икона Богоматери Владимирской XVI века. Дарья Окунева продолжит.
С утра под сводами храма Василия Блаженного звучат церковные песнопения.
Так торжественно в Покровском соборе встречают возвращение после реставрации двух хоругвей и сразу восьми древних икон.
Повод зайти в храм Василия Блаженного даже для тех, кто был множество раз. Впервые за без малого столетие здесь предстал образ Богоматери Владимирской. Жемчужина древнерусской иконописи XVI века.
Икона с трудной судьбой. В храме оказалась в середине 30-х, в период богоборчества, когда Покровский собор, оправдывая свое название, укрывал иконы в своих стенах более трехсот из закрытых и разрушенных храмов. Образ Богоматери Владимирской – из церкви зачатия Анны в Зарядье. Перед иконой, считают историки, преклонялся даже Иоанн Грозный.
"Я встречал в архивах документы о прохождении служб с участием государя в церкви Анны и, я думаю, он поклонялся и ей тоже", – поделился генеральный директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.
Когда Покровский собор превратили в музей, икону решили не выставлять: была сильно повреждена. С годами проблемы только усилились: многочисленные вздутия красочного слоя грозили полностью уничтожить древнюю живопись. Как хорошие врачи реставраторы начинали с рентгена.
"Удалось понять, какие фрагменты первоначального авторского слоя действительно сохранились – это лик младенца и фрагменты на руках богоматери", – рассказала директор музея "Покровский собор" Татьяна Сарачева.
В крохотную церковь преподобного Александра Свирского – одну из девяти в составе Покровского собора возвращается сразу семь икон – деисусный чин, тоже датируется XVI веком. В Покровский собор попал из Гуслиц – старинного старообрядческого центра на востоке Подмосковья. Здесь реставраторам повезло: иконы оказались в лучшем состоянии, чем считали специалисты.
"Для нас интересно, что там были следы старообрядческой реставрации. Обычно до революции самые значительно реставрационные работы проводились мастерами, которые работали на старообрядцев", – отметила заведующая отделом древнерусской живописи Государственного исторического музея Людмила Тарасенко.
Заодно заменили и каркасы иконостаса. Их создавали в 30-х, буквально из того что было. Обветшавшая конструкция грозила обрушиться.
"Я сразу вижу насколько стабильно и представительно в новом иконостасе стоят иконы", – сообщил Алексей Левыкин.
Отдельный интерес – парные хоругви. В центре – икона XVII века, а вокруг более поздняя деревянная рама в стиле модерн. Изготавливались специально для храма Василия Блаженного. Хроника сохранила кадры, как во время крестного хода в 20-х их выносили на Красную площадь. Реставрация заняла почти год.
Покровский собор – не только музей, но и действующий храм. По выходным здесь проходят службы. Для прихожан возвращение церковным памятников, конечно, особый подарок.