В Третьяковской галерее открылась выставка работ Николая Милиоти
Выставка картин Николая Милиоти открылась в Третьяковской галерее. Экспозиция избранных произведений знакомит с живописными и графическими работами, созданными мастером на рубеже XIX-XX веков. Рисунки сопровождают тексты из дневников художника, которые он вел с юности. На открытии побывала Анна Шустер.
В зале Третьяковской галереи яблоку негде упасть – cобравшиеся рукоплещут внучке Николая Милиоти. Она делится с залом историей общения с дедушкой. Встретиться они не могли – художник эмигрировал в 1920 году, она родилась в 37-м, и письма были единственной связующей родственников нитью. Потом к ним добавились картины и дневники. После смерти Николая Милиоти рукописи тайно передали отцу Елены.
"К нему из Парижа были доставлены, наверное, с дипломатами все работы и дневники, тогда дипломатическую почту не проверяли", – поясняет внучка Н. Милиоти Елена Миллиоти.
Предстоящей зимой исполнится 150 лет со дня рождения художника. Выставку приурочили к юбилею. В юности Николай Милиоти брал уроки у Леонида Пастернака, Валентина Серова, Константина Коровина и стал представителем московского символизма. Тонкие мозаичные переливы, легкий, каскадом льющийся мазок – вот что, по мнению критиков, отличало картины Милиоти. Здесь представлено его творчество 1905–1910 годов. Это время успеха и признания художника.
В апреле 1907-го Николай Милиоти вместе с братом участвовал в организации московской выставки "Голубая роза", а в 1910-м он стал одним из учредителей объединения "Мир искусства". Важную часть наследия художника составили портреты, среди них – изображение его двоюродной сестры.
"Очень привлекательный образ, вот она, Люба Гауш, вся ушла в себя в рассматривание какого-то предмета, какой-то раковины", – отмечает научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Галина Чурак.
Иное настроение у портретов, написанных в эмиграции. Вот, например, портрет внука основателя Третьяковской галереи – Александра Александровича Зилоти.
"Он преподавал вместе с Николаем Милиоти в художественной школе, организованной дочерью Толстого, он водил экскурсии по Парижу", – рассказывает заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи Татьяна Карпова.
Но красоты Парижа не могли заглушить тоску по Родине. Режиссер Игорь Калядин изучил дневники Николая Милиоти и представил их фрагменты в фильме о художнике.
"Потрясло меня его прощание с Шаляпиным. Он пишет его портрет на смертном одре. Спускается вниз, садится в такси, и таксист говорит на русском языке: "Ну как там, Федор Иванович?", – поделился режиссер Игорь Калядин.
Увидеть некоторые из поздних работ Милиоти также можно на этой выставке. Важно, что в экспозиции постарались отразить все цветовые аккорды Милиоти: и мрачные, и те, где напротив, будто слышится смех.