Российский этнографический музей представил выставку "Шелка Евразии"
"Шелка Евразии" представили в Российском этнографическом музее в Петербурге. Выставка подготовлена специально к Форуму объединенных культур. Об истории шелкоплетения и о том, как сегодня соединить уникальные нити разных культур, – Юлия Кундрюкова.
В Российском этнографическом музее Петербурга – новый рекорд посещаемости. За три дня работы форума посмотреть экспозицию пришло больше трех тысяч человек. В эти дни здесь открылась выставка "Шелка Евразии", которая продолжает главную тему форума – объединение культур. "Одна из древнейших технологий, которая сосредоточила в себе очень многие смыслы, очень многие изобретения. Распространилась по Евразии таким образом, что стала своеобразной в каждом отдельном регионе", – отметила директор РЭМ, куратор направления "Традиционная культура как фундамент построения общества" Юлия Купина.
Впервые бабочку тутового шелкопряда одомашнили в Древнем Китае. А с развитием торговли шелк стал пользоваться огромным спросом. Великий шелковый путь связал многие народы от Атлантики до Тихого океана. Шелк во все времена был показателем статуса. Вот, например, парадное убранство коня – подарок цесаревичу Алексею от далай-ламы 13-го в честь трехсотлетия дома Романовых. Еще один царский подарок – ворсовый шелковый ковер из Персии. Принадлежал императрице Марии Федоровне. В центре – монограмма с ее инициалами.
"Изначально ковры в первую очередь ткались из шерсти, из шерстяных нитей, но в самом раннем Средневековье, когда в Персии, в Иране, появляются производства шелка, практически сразу же возникает вот эта очень интересная традиция", – рассказала ведущий научный сотрудник отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана РЭМ Лусинэ Гущян.
Сибирь, Восточный Туркестан, Средняя Азия, Иран, Кавказ, Восточная Европа – в каждом из этих регионов свои традиции работы с шелком. Например, в Бухаре и Самарканде орнаменты и узоры наносили на нити еще до того, как соткать полотно. В Российской империи шелкоткацкие мануфактуры появились при Петре I, но традиции работы с шелковыми тканями сохранялись в каждой народности свои. Что могло бы послужить отличным примером для современности, когда мировая культура соединяет разные традиции. Эту же тему на форуме проиллюстрировали с помощью необычного этношоу.
В секции "Искусственный интеллект" обсуждали угрозу быстрого развития компьютерных технологий. Нейросеть обучили фольклору нескольких народностей. В итоге получилась единая музыкальная композиция, которую все же пришлось доработать композитору. "Я очень благодарна нашим музыкантам, которые сюда слетелись со всей страны: из Удмуртии, из Башкирии, из Москвы. Они представляли разные культуры: тюркскую и русскую фолктронику, традиционное удмуртское и бесермянское пение. Знаете, такое еще дохристианское, почти что-то шаманское там звучало", – поделилась член Общественной палаты России, автор проекта "ЭтноLife – звук Евразии" Маргарита Лянге.
Единство культур, сохранение их уникальности – тема, которая звучала почти на каждом заседании форума. Теперь дело за творцами, музейщиками и меценатами – от них зависит, какими будут новые страницы истории культуры в это непростое время больших перемен.