Выставка "Формула Руси 17/20" в музее "Новый Иерусалим"
27 декабря музей "Новый Иерусалим" представит выставку "Формула Руси 17/20. Образ допетровской России в искусстве Серебряного века". Проект исследует образы и наследие XVI-XVII столетий в искусстве конца XIX – первой трети XX века.
В экспозиции – более 240 работ из собраний 19 музеев России и частных коллекций, включая музей "Новый Иерусалим", Третьяковскую галерею, Русский музей, Исторический музей, Театральный музей имени А.А. Бахрушина, Музей искусства народов Востока, Музей-заповедник "Абрамцево" и другие.
Часть выставочных предметов будет интегрирована в постоянную экспозицию: памятники искусства XVII века будут сопоставлены с произведениями XX века, подчас радикально переосмысливающими их визуальные принципы.
На рубеже XIX и XX веков художники часто обращались к истории и визуальным образам XVII столетия, переосмысляя их и всю допетровскую эпоху в своем творчестве. Выставка показывает различные проявления этого интереса через полотна Аполлинария Васнецова, Ивана Билибина, Николая Рериха, Натальи Гончаровой, Александра Головина, Константина Коровина, Дмитрия Стеллецкого, Кузьмы Петрова-Водкина и других. Также в проект включены многочисленные предметы двух перекликающихся в выставке периодов.
Экспонаты выставки можно будет увидеть на площади более 3000 м2. Особенностью выставки станет ее интеграция с постоянной экспозицией музея "Новый Иерусалим", а в комплексе весь проект охватит целый этаж музея.
Анна Антипенко, директор государственного историко-художественного музея "Новый Иерусалим": "Для "Нового Иерусалима" это первый подобный опыт, когда временная выставка вступает в диалог с собственной коллекцией музея. Наше собрание началось и строилось с фундамента, в основе которого знаковые предметы XVII столетия. Замысел в том, чтобы, проходя залы постоянной экспозиции, посетитель погружался в эпоху, напитывался искусством того периода, и затем, переходя уже к основному пространству выставки – как к кульминации – смог иначе, осмысленно посмотреть на работы художников Серебряного века и их "погружения" в XVII век, ставший мощным источником вдохновения".
Выставка начинается в залах постоянной экспозиции музея, где демонстрируется коллекция предметов XVII века – основа и сердце музейного собрания. Многие из них связаны с Ново-Иерусалимским монастырем и патриархом Никоном. Это исходная точка повествования, позволяющая зрителям проникнуться красотой и своеобразием искусства последнего столетия допетровской Руси, всем тем, чем вдохновлялись художники Серебряного века. В рамках выставки в постоянную экспозицию музея в качестве временных интеграций включены отдельные произведения XX века, интерпретирующие эстетику XVII столетия. Среди интегрированных работ – стилизованные парсуны Дмитрия Стеллецкого; религиозные композиции Натальи Гончаровой, творчески развивающие эстетику узорочья.
Главный зал выставки раскрывает ее центральную метафору, заложенную в заглавии "Формула Руси". Создавая образы XVII столетия, художники Серебряного века прежде всего концентрировались на визуальности, стремились найти формы и краски, воплощающие дух эпохи, конкретные же сюжеты были для них второстепенны: изображения разных событий и сцен у художников укладывались в схожие визуальные формулы. Следуя этой логике, главный зал выставки включает в себя четыре раздела: "Дерево", "Серебро", "Золото", "Огонь". Элементы объединены не сюжетно или хронологически, а визуальными мотивами, за каждым из которых стоит целый пласт смыслов, определяющих ту или иную часть противоречивого и сложного образа XVII века. Вместе эти элементы, словно части алхимической формулы, составляют собирательный художественный образ России XVII столетия.
Василий Успенский, искусствовед, куратор выставки: "В эпоху политических, идеологических и художественных разногласий увлечение эстетикой XVII века объединяло таких далеких друг от друга художников, как Билибин и Филонов, Рябушкин и Кандинский, Стеллецкий и Гончарова. В этом был не просто исторический интерес, но попытка через обращение к XVII веку понять вневременные константы русской жизни и национального понимания красоты. Выставка "Формула Руси" пытается суммировать их труды и вновь обратить внимание зрителя к сложному, самобытному и прекрасному последнему веку допетровской России".
Экспозиция также отражает так называемые "темный" и "светлый" миф Средневековья, то есть критическое и восторженное восприятие эпохи, предшествовавшей Новому времени.
"Темный" миф был сформулирован уже в самом начале следующего, XVIII века, во времена правления Петра I, и закреплен в последующие эпохи, вплоть до советского времени. Согласно ему, допетровская Русь представлялась темной, косной, отсталой, жестокой и рабской. Бесконечная череда войн, смут, восстаний, народных бедствий и властного произвола, а также резкий контраст с европейскими реалиями того времени, были тому основой.
"Светлый" миф получил наибольшее развитие в Серебряном веке, которому вообще был свойствен ностальгический и мифологизированный взгляд в прошлое, привлекательное прежде всего своей несхожестью с настоящим. Переход от смуты к порядку и процветанию, духовность и патриархальная чистота нравов, самобытность жизненного уклада вкупе с ярким визуальным образом золотой осени Средневековья: раззолоченные главы церквей, узорчатый бархат, боярские меха, – делали XVII век вожделенной, похожей на волшебную сказку эпохой.
Ныне темный и светлый мифы XVII века сосуществуют в русской культуре, дополняя друг друга.
Андрей Рябушкин, Сергей Иванов и Аполлинарий Васнецов соединили глубокое знание исторических реалий с эстетским подходом к их изображению. Яркий визуальный образ ставился выше психологизма и драматизма. Декоративная линия художественного осмысления наследия XVII века была продолжена в работах Ивана Билибина и Дмитрия Стеллецкого, а также в произведениях художников Абрамцевского кружка, мистически-духовная – в творчестве Николая Рериха и символистов. Радикальные модернисты также не обошли вниманием XVII век. Ярче всего это воплотилось в творчестве художников "Бубнового валета", в особенности Натальи Гончаровой.
Хронологические рамки Серебряного века расширяют иногда до начала 1930-х годов, последние же его отблески находят даже в 1960-х. Так и следы интереса к XVII веку ощущаются вплоть до работ Павла Филонова и его учеников, которые в поиске нового художественного языка обращались к истокам изобразительности, в том числе национальным.
К выставке готовится выпуск каталога и серия сувенирной продукции, а также обширная параллельная программа: лекции, тематические экскурсии, образовательные занятия, мастер-классы и другие мероприятия.
***
Куратор проекта – искусствовед Василий Успенский.
Даты: 27 декабря 2023 – 16 июня 2024.