Совместный проект Пушкинского музея и РОСИЗО стартовал в Омске
"Импрессионисты в Сибири" – совместный выставочный проект Пушкинского музея и РОСИЗО. Большое турне полотен художников, устроивших революцию в искусстве, продлится год и охватит шесть сибирских городов. Первым стал Омск. Репортаж Динары Шамец.
Знаменитый лес Фонтенбло вырос в одном из залов омского музея. На это дизайнерское решение, говорят авторы выставки, вдохновили полотна импрессионистов, впечатленных этим уголком природы недалеко от Парижа. Вот он на картине Альфреда Сислея. А это местечко Эраньи. Луг перед своим домом и яблоневый сад любил изображать Камиль Писсарро. Это ореховое дерево выросло на более чем трех десятках его картин. Если приглядеться, то в этом пейзаже мы не увидим черного цвета. Даже тени на траве цветные. Краску художник не смешивал на палитре. Накладывал мазки разных цветов прямо на холст. Это и создавало особый оптический эффект. Если посмотреть на работу с близкого расстояния, а после постепенно отойти, то россыпь цветных точек, как в калейдоскопе, превращается в красивый пейзаж. Создавать "что-то более устойчивое, вечное, как искусство музеев" призывал примкнувший к импрессионистами Поль Сезанн. Специалисты говорят, что под его воздействием написал свой "Булонский лес" Анри Матисс. Он стремился изобрести цвет счастья. Красный, оранжевый, бирюзовый. Как другие художники, он не прячет их за растушевкой.
"Матисс высоко ценил эту работу. Он об этом говорил неоднократно. Во время своего визита к Сергею Ивановичу Щукину – великому московскому меценату в его московский особняк. Эта работа из его собрания и Матисс специально во время того визита подчеркнул, что у этого произведения есть особое значение – в нем точка отсчета многих из тех поисков, которыми стал Матисс знаменит впоследствии", – рассказал ведущий научный сотрудник отдела нового западного искусства ГМИИ им. Пушкина Алексей Петухов.
В пространстве выставки – три смысловых раздела. Первый рассказывает о рождении импрессионизма, центральный представляет расцвет этого направления, а завершают экспозицию полотна тех художников, кто унаследовал уроки мастеров света. Впервые коллекция импрессионистов Пушкинского музея отправилась в турне по городам России, которое продлится до конца 2026 года.
"Мы начинаем в солнечном городе, в день когда город вступает в звание Культурной столицы. Для нас это большая радость и, даже скажу, честь. Это национальное достояние. Это музейные фонды Российской Федерации. Я считаю, что очень важно их показывать в регионах, округах, чтобы они выезжали, были доступны", – прокомментировала директор Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Ольга Галактионова.
"Сложная экспозиционная концепция, которая разработана сразу для 6 сибирских музеев. Она ориентирована на то, чтобы жители ключевых сибирских городов, посетители главных сибирских музеев получали продукт одного и того же качества, одного и того же впечатления, одной и той же степени проработки", – отметил генеральный директор РОСИЗО Иван Лыкошин.
Для путешествия по шести сибирским городам специалисты подготовили два варианта экспозиции. Такая ротация полотен обеспечит шедеврам комфортные условия. Кульминацией этого творческого турне станет большая выставка произведений импрессионизма, которая откроется в Москве в начале 2027 года.