Режиссер Антон Яковлев поставил спектакль по комедии Гоголя "Игроки"
У гоголевских "Игроков" есть как известно эпиграф: "дела давно минувших дней". Между тем, дела эти исправно цепляют деятелей нынешнего дня. Художественный руководитель театра имени Гоголя Антон Яковлев трижды уже брался за "Игроков". На этой неделе выступил с премьерой спектакля "Игроки. Иллюзия" у себя, в театре имени Гоголя. Надо понимать, что эта пьеса Гоголя вводит мошенничество в систему всеобщего обмана, это типовая модель социального поведения, это одна из норм жизни. Гоголевские "Игроки" – это в сущности апология обмана. Ихарев со своей Аделаидой Ивановной, "заповедной колодишкой", рассуждает о плутовстве как о законном способе достичь успеха в жизни. В спектакле Яковлева "Игроки" есть игра, но нет карт, их отсутствие как раз и помогает осознать, что одурачат тебя не обязательно за карточным столом, обведут вокруг пальца, где угодно, где б ни оказался. Так стоит ли ввязываться в игру, поддавшись иллюзорной уверенности в том, что ты мастер, и потому неуязвим. Все мы уязвимы.
Создавая свою сценическую версию, Антон Яковлев ставил перед собой задачу – найти способ уйти от классического прочтения пьесы, и нашел. По словам режиссера, многое вокруг нас – это большая иллюзия, в которую хочется верить. Главный герой Ихарев – шулер, считающий себя карточным гением. А на самом деле – одиночка и социопат. Он придумал себе воображаемых подруг – Аделаид. Одна дерзкая и провоцирует, другая – осторожная и предупреждает. С ними он готов бросать вызов и побеждать, считая что равных ему среди картежников нет. "Он одержим идеей наказать окружающую действительность за то, что она его в свое время не приняла. Доказать миру, что он лучше, чем мир его воспринимал, что он лучше чем окружающее", – говорит режиссёр-постановщик и автор сценической версии, художественный руководитель Театра им. Гоголя Антон Яковлев.
Ихарев находит достойных соперников, таких же шулеров, как и он сам, но кто они на самом деле и что это будет за большая игра герой даже не догадывается... В этом спектакле время действия, место, костюмы условны. Вместо гоголевского трактира – цифровое чистилище – последний шанс для Ихарева или остановится или пойти ва-банк. Здесь свой мир, свои правила, где нет колоды карт. "Это матрица для Ихарева, который думает, что он находится в реальности, а на самом деле это пространство, созданное для того, чтобы он прошел свой путь от понимания того, кто он есть на самом деле", – поясняет Антон Яковлев.
Мир чистилища в пластическом рисунке, разговор на языке тел. Пластика здесь важна как выражение парадоксального инфернального мира. Спектакль выстроен как партитура – движения, музыка, и перевоплощения. "Все смыслы, которые находятся в тексте самого произведения, мы можем донести еще и через язык тела, пластику, эмоционально составляющую и характер каждого героя. Это та самая тайна, иллюзия, о которой мы можем рассказать таким невербальным языком", – рассказывает хореограф Александра Рудик.
Жизнь в иллюзиях, когда реальность и вымысел не отличить. Большая игра, где ставки слишком высоки, а рядом с Ихаревым бесы-искусители и проводник из Царства мертвых. У Ирины Гринёвой мужская роль – Степан Иванович Утешительный. В пьесе Гоголя это один из профессиональных шулеров "Я играю искусителя – человека, который вовлекает в игру. Мы все играем: в театре, на работе, дома – в мужа и жену. Если мы живём по-настоящему, то можем себя обеспечить так, чтобы не входить в эту игру. Это тема нашего спектакля", – делится актриса Ирина Гринёва.
Звуки словно электрические разряды, пульсирующее цифровое пространство. Место, где нет будущего и настоящего, а есть одно желание – одержать верх любой ценой. Когда это становится главным критерием в жизни – мораль и принципы уходят на второй план, превращая героя в клоуна. "Цирк – как модель мира. Во многом люди не понимают, что они клоуны петрушки на веревочках, что они исполнители, что они смешны в своей уверенности того, что они значимы и могут менять этот мир, как им хочется", – считает Антон Яковлев.