Ирина Апексимова: "Щелкунчик" – это стопроцентный успех!"
– В Театре на Таганке каждый спектакль – это творческий эксперимент. "Щелкунчик" к ним относится?
– "Щелкунчик" – это один из наиболее смелых экспериментов театра. Все знают, что "Щелкунчик", прежде всего, балет и прекрасная музыка Петра Чайковского. "Щелкунчики" есть практически в каждом оперном театре. Мы подумали и решили, что нужно больше "Щелкунчиков" прекрасных и разных. И специально для нашего театра Ринатом Ташировым была написана пьеса по мотивам Гофмана.
– В чем неординарность постановки?
– Это очень трогательная, чистая и правильная история для всей семьи. На этом спектакле не грустно и не скучно ни взрослым, ни детям, потому что он честно. Артисты играют по-настоящему, как для взрослых, поэтому детям это наиболее интересно. Отдельно хочу отметить невероятно красивые декорации. Они действительно отличаются от того, к чему привыкли люди. И просто невероятные костюмы. Все это результат работы художника Нади Скомороховой, который уже не первый раз делает работает над напиши постановками. Она создала даже не декорации, но особое пространство и атмосферу.
– Поставить "Щелкунчика" в новом формате, не танцевальном – это большой риск. Как отреагировали зрители Театра на Таганке?
– Было не просто донести мысль о том, что Таганка и балет – это разные вещи. Что наш "Щелкунчик" – настоящий драматический спектакль в форме сказки. Это не музыкальная история, но в ней достаточно много прекрасной музыки с отсылками к Чайковскому. Я думаю, что взрослым такой подход буден весьма интересен, потому что по большому счету мало кто знает непосредственно саму сказку. Многие помнят сюжет балета, такой краткий синопсис, а дети тем более не знают. И мы рассказываем им историю этого мальчика. Говорим о том, что добро побеждает зло, но все не так просто, как кажется. Не всегда победить, значит, быть добрым человеком, иногда для того, чтобы победить нужно принимать правильные решения.
– Вы вносили какие-то свои изменения в постановку?
– Я очень строгий и неприятный руководитель. Ни один спектакль в Театре на таганке не выходит без моего участия. Я прихожу на все репетиции, даже не те, которые еще идут в репетиционном зале, прихожу на прогоны. Поэтому многим режиссерам, наверное, со мной сложно, потому что я влезаю в сам процесс. Но как показывает практика, результат всегда положительный.
– Что для вас успех постановки?
– Если говорить просто, то, когда зритель голосует своими кровными за билет, это стопроцентный успех. Но бывают такие спектакли, над которыми мы долго работаем, они высокого качества, а зритель не сразу их принимает. Или мы не сразу находим свою аудиторию, потому что в театре очень разнообразный репертуар и он предназначен для разного зрителя. И не всегда на спектакль попадают именно те, для кого мы делали тот или иной спектакль. Есть коммерчески очень успешные спектакли, а есть те, за которые мы сражаемся до последнего.
– Традиционно "Щелкунчик" дают в дни новогодних праздников. Планируете ли вы оставить "Щелкунчика" в репертуаре?
– Мы понимаем, что это новогодняя история. Поэтому специально и задумывался драматический спектакль с нормальной историей, которая может идти и летом, и весной, и осенью. Спектакль будет в репертуаре весь сезон.