14 января 2024, 18:42 14 января 2024, 19:42 14 января 2024, 20:42 14 января 2024, 21:42 14 января 2024, 22:42 14 января 2024, 23:42 15 января 2024, 00:42 15 января 2024, 01:42 15 января 2024, 02:42 15 января 2024, 03:42 15 января 2024, 04:42

Выставка в музее Тиссена-Борнемисы представляет женский взгляд на мир

  • Выставка в музее Тиссена-Борнемисы представляет женский взгляд на мир
  • Картинка
    Выставка "Художницы" в музее Тиссена-Борнемисы представляет женский взгляд на мир
  • Выставка в музее Тиссена-Борнемисы представляет женский взгляд на мир
Это подробный рассказ о том, какие темы вдохновляли художниц с XVI по XX век, и как они это могли отразить на полотнах, с учетом контекста времени.

Выставка "Художницы" в мадридском Музее Тиссена-Борнемисы представляет женский взгляд на мир – от конца XVI века до первых десятилетий двадцатого. О том, как эмансипация победила систему, – Алия Шарифуллина.

История искусства и в наши дни остается преимущественно собранием историй о творчестве художников: мужскими именами отмеряют периоды, описывают творческие революции и стили. То, что долгое время искусство оставалось мужским делом, – факт. Но все это время находились и женщины, которые решались подойти к мольберту и добивались успеха. И о них эта выставка. "Здесь представлены великие имена – Артемизия Джентилески, Ангелика Кауфманн, Мэри Кэссетт, Мария Бланшар. Женщины с невероятным талантом. И важно обратить внимание, что художницы не были ограничены определенным жанром. Ведь многие думают, что женщины пишут цветы и портреты. Это полная чушь", – подчеркнул художественный руководитель музея Тиссена-Борнемисы Гильермо Солана.

Мы никогда не говорим "мужское искусство" – это то, что по умолчанию. Разговоры же о концепции некоего "женского искусства" ведутся с конца XIX века. Стоит вспомнить слова знаменитого критика того времени Леона Лагранжа: "Пусть мужчины занимаются архитектурными проектами, монументальной скульптурой, самыми благородными формами живописи – всем тем, что может быть названо великим искусством, а женщины пусть занимаются тем, что они всегда предпочитали: пастелью, миниатюрами, или же пусть пишут цветы". Лангранж не намекал, подчеркивал, что женщины по своей природе создают искусство, критически отличающееся от того, что создают мужчины.

"Мы наблюдаем феномен того, как обесценивалась любая сфера искусства, активное участие в которой принимали женщины. К примеру, возьмем цветочный натюрморт, который начинался как серьезный жанр с символическим подтекстом. В середине XVIII века мужчины и женщины работали в этом жанре наравне. Но это длилось недолго, уже к концу столетия начало бытовать мнение, что изображение цветов требует не духовного гения, а только усидчивости и навыков", – рассказала куратор выставки Росио де ла Вилья.

Выставка охватывает пять столетий – с XVI по XX век. Это подробный рассказ о том, какие темы вдохновляли художниц, и как они это могли отразить на полотнах, с учетом контекста времени. "Почти половину выставки занимают полотна XIX и начала XX века, посвященные темам материнства, женского труда и борьбы за эмансипацию. Эти работы были написаны в то время, когда проводилась большая пропаганда, направленная на то, чтобы удержать женщину в доме и отстранить от работы. Художницы выразили свое несогласие, ниспровергая старые модели. К примеру, материнство изображали не только как самоотверженную любовь, но и как зависимость, скуку, невероятный труд", – пояснила искусствовед Эстер Ромеро Саес.

По словам кураторов, именно в ХХ веке, когда женщины добились избирательного права, получили доступ к образованию, они были по-настоящему вычеркнуты из истории искусства. Их полотна в лучшем случае отправились в запасники музеев. Список имен великих художников зависит от того, кто его составляет и когда – об это нельзя забывать. Теперь новая волна феминизма меняет наши представления об истории искусства, возвращая или открывая все новые и новые женские имена.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация