РНБ посвятила выставку историку искусства Владимиру Стасову
Репин называл Владимира Стасова "ангелом-хранителем талантов", а Тургенев – единственным человеком, с которым не стоит спорить. Выставка в Российской национальной библиотеке рассказывает о самом влиятельном критике своего времени и его вкладе в музыкальную и художественную жизнь Петербурга. Дмитрий Ясковский продолжит.
В витрине читального зала Российской национальной библиотеки не только самый ценный экспонат, но и самая дорогая книга, которую когда-либо издавали в Российской империи. Роскошно иллюстрированный каталог древних византийских эмалей, над составлением которого трудился Владимир Стасов. Сборник вышел в свет в 1892 году и поразил библиофилов всего мира. "В мире это издание известно как русское чудо или как книга в княжеском уборе. Оно считается с полиграфической точки зрения самым дорогим. Бюджет на издание составил 120 тысяч рублей серебром", – сообщил заместитель генерального директора Российской национальной библиотеки Станислав Голубцов.
Книгу разослали только в крупнейшие библиотеки и членам королевских домов Европы. Экземпляры, чудом попадавшие на рынок, продавали по тысяче рублей. Почти столько же стоил тогда килограммовый золотой слиток. Мировой шедевр книгоиздания – лишь одна из заслуг Владимира Стасова. Человек энциклопедических знаний, он помогал художникам и композиторам разрабатывать темы их произведений. "Бородин. "Князь Игорь". Надо было найти сюжеты, и Стасов помогал находить их, писать либретто и всё остальное. "Хованщина" – то же самое. То есть помочь Мусоргскому найти этот исторический материал, на который уже можно нанизывать музыку", – пояснил советник генерального директора Российской национальной библиотеки Антон Лихоманов.
Так Стасов стал идейным вдохновителем знаменитого содружества "Могучая кучка". Он собрал вокруг себя русских композиторов, которые были почти не известны за пределами империи. Кроме Бородина и Мусоргского в нее также вошли Цезарь Кюи, Милий Балакирев и Николай Римский-Корсаков. "Целый ряд музыкальных произведений появились благодаря Владимиру Васильевичу Стасову, причем он не просто предлагал тему, он давал целую сценарную разработку сюжета. Он мог предложить оперный сюжет и тут же дать разбивку на акты и картины, и дать содержание каждого фрагмента", – рассказала заведующая сектором русских фондов XVIII – XXI вв. отдела рукописей Российской национальной библиотеки Елена Михайлова.
В витринах выставки – партитуры опер, эскизы костюмов, портреты художников, писателей, певцов и музыкантов. Работая полвека в Императорской публичной библиотеке, Стасов написал 700 статей и монографий – от самой первой критической публикации в "Отечественных записках" до иллюстрированного сборника русских народных орнаментов. Он изучал культуру страны как единое пространство, а не сумму знаний и дисциплин. "Нельзя знать какую-то узкую область, а надо представлять себе в целом культуру страны, и тогда эти частные области – живопись, музыка, скульптура, архитектура – сложатся, этот пазл сложится", – уверена Елена Михайлова.
Именно поэтому, считают сотрудники библиотеки, их коллегу трудно сравнивать с корифеями XX или XXI века. Ведь они были специалистами в одной-двух областях, а Стасов, как просветитель и общественный деятель, сумел "объять необъятное".