31 января 2024, 08:21 31 января 2024, 09:21 31 января 2024, 10:21 31 января 2024, 11:21 31 января 2024, 12:21 31 января 2024, 13:21 31 января 2024, 14:21 31 января 2024, 15:21 31 января 2024, 16:21 31 января 2024, 17:21 31 января 2024, 18:21

Искусство тазхиб включено в список культурного наследия ЮНЕСКО

  • Искусство тазхиб включено в список культурного наследия ЮНЕСКО
  • Картинка
    Искусство тазхиб включено в список культурного наследия ЮНЕСКО
  • Искусство тазхиб включено в список культурного наследия ЮНЕСКО
Дословно с персидского "тазхиб" – это письмо золотом.

Тазхиб – художественное декорирование текста – включено в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Заявку подали совместно сразу пять стран: Таджикистан, Иран, Азербайджан, Узбекистан и Турция. Об особом искусстве художественной росписи расскажет Яна Музыка.

Эти замысловатые орнаменты, созданные мастерами вручную, называются тазхиб. На протяжении веков искусство декорирования и оформления рукописей развивалось на территории многих исламских государств. Истоки техники – в средневековой культуре Средней Азии. "Начиная со Средних веков искусство тазхиб развивается очень активно. Орнаментами обычно заполняют промежутки между строк и рамки страниц", – пояснила преподаватель Азербайджанского института туризма и менеджмента Минаханум Асадова.

Дословно с персидского "тазхиб" – это письмо золотом. Золочение, яркие краски, гипнотизирующий орнамент. Но дело не только в эстетике. Эти изображения полны символизма. Цветы и растения – образ жизненной энергии, красоты природы. Геометрические узоры воплощают порядок и единство мира. Редкую технику можно увидеть на предметах иранской коллекции Государственного музея Востока. Золотые и серебряные детали, используемые для украшения рукописей, символизируют светоносное божественное присутствие. Они также подчеркивают важность знаний, просвещения и духовного развития.

Тазхиб существует до сих пор. Махлуга Ханкишиева, художница из Азербайджана, практикует эту древнюю технику. Использует сусальное золото и натуральные пигменты. В последние годы широкое распространение получили и синтетические краски, такие как акварель или гуашь. "Во дворцах султанов и ханов мастера тазхиба пользовались особым почетом. Эту технику можно увидеть на Коране, на дворцовых указах. Чтобы подчеркнуть важность документа, на него наносились узоры, а затем они покрывались тонким слоем золота", – рассказала художница Махлуга Ханкишиева.

Изначально это техника оформления и декорирования манускриптов. Сегодня тазхиб становится отдельным видом искусства – уже без привязки к книге. "Это непрерывающаяся традиция, многолетняя, которая испытывает постоянное обновление и одновременно остается традицией. Прекрасно то, что теперь задокументирована ее значимость и самодостаточность", – сказала хранитель фонда Ближнего и Среднего Востока в Государственном музее Востока Полина Коротчикова.

Эксперты уверены: признание техники тазхиб нематериальным культурным наследием человечества даст новый импульс изучению этой традиции и появлению новых мастеров.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация